Авторские материалы Прыгнул на рельсы – готовь кошелёк
Персоны
Упал на рельсы – готовь деньги. Метрополитен выиграл первый судебный иск к пассажиру, который в пьяном виде свалился с платформы. Машинист экстренно затормозил, виновник остался жив, но кабина управления получила повреждения. Руководство подземки намерено и впредь требовать компенсации с тех, кто повреждает ее имущество или сбивает график движения поездов. Подробнее – обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.
"Метрополитен – транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью". С этих слов начинаются его правила. Об этом же постоянно оповещают и на платформах, и в переходах столичной подземки. Из 2,5 миллиардов пассажиров в год находятся единицы, которые эту самую опасность воплощают наяву – для себя и для окружающих, говорит начальник юридической службы Московского метрополитена Андрей Лебедев.
ЛЕБЕДЕВ: В метрополитене большой и болезненной проблемой являются экстремалы различного рода, которые спускаются на пути и создают существенные затруднения движению, влияют на график – первое. И второе – создают стрессовые ситуации для машинистов и пассажиров, тем самым влияют на безопасность движения.
Судя по тому, что метрополитен решил бороться с нарушителями кардинально, тактика увещеваний и сочувствия – дескать, человеку и так тяжко, а тут еще он перед поездом свалился – закончилась. И разумный принцип, что алкоголь не только усугубляет вину, но и, как правило, становится ее причиной, восторжествовал, говорит исполнительный директор юридической компании "Глазунов и Семенов" Дмитрий Семенов. А правовые основания для исков у метро есть.
СЕМЁНОВ: Нахождение человека на путях в момент прибытия поезда не соответствует закону. Своими действиями человек создаёт препятствия для поезда, вынужденное торможение приводит к убыткам. В данном случае есть основания для того, чтобы привлекать человека к ответственности, и с него можно было бы взыскивать эти убытки.
Дело, которое можно назвать резонансным в этом смысле, произошло 1 апреля прошлого года: на станции "Выхино", увидев приближающийся поезд, мужчина шагнул на рельсы. Позже экспертиза установила, что он был пьян. Но его жизнь спас машинист, экстренно рванув тормоз. Техника не подвела, да и пассажиры в составе чудом обошлись без травм. А вот сам машинист получил ушибы. И, кроме того, как сообщили информационные агентства, он нуждался в психологической реабилитации. Это подтвердил нам и Андрей Лебедев.
ЛЕБЕДЕВ: Пассажир спустился на рельсы. Мы подали в суд, взыскали с него прямые расходы, которые понес Московский метрополитен из-за реабилитации машиниста. Нам это дело кажется значимым не столько с точки зрения финансовой устойчивости метрополитена, сколько для предотвращения таких случаев в дальнейшем.
Руководство метрополитена редко комментирует этот щепетильный момент. Несмотря на кажущуюся простоту алгоритма работы машиниста – ежедневно по одной линии, разгон и торможение десятки раз по привычной схеме, люди, которые управляют составами, могут испытывать серьезный стресс в ту самую секунду, когда человек с перрона падает на рельсы. В зависимости от последствий происшествия машинисту сразу дают внеочередной дополнительный отпуск – до 1 месяца. С ним работают врачи и психологи, чтобы вернуть ему душевное спокойствие, важное в работе.
В истории, о которой идет речь, несколько дней отпуска, привлечение медиков, вызов на линию сменщиков обошлись метрополитену в 20 000 рублей. Их-то суд и постановил взыскать с виновника.
Формально даже, подчеркивает Дмитрий Семенов, подобный иск может быть составлен, если человек, прыгнувший на рельсы, погиб под колесами вагонов. Платить придется его родным.
СЕМЁНОВ: Общее требование о возмещении убытков может быть наследникам передано – в том числе с передачей его имущества. Если будет установлено, что человек с умыслом прыгал на рельсы и хотел причинить вред, если суд это действительно установит, то обязанность по возмещению ущерба может перейти к наследникам.
А поскольку ни в каких правилах и законах не написано, что прыжки на рельсы приносят пользу, любой суд, оценив намеренное глупое или пьяное действие, придет к выводу о штрафе.
В метрополитене пока говорят о намерении требовать возмещения прямых убытков. Потери от срыва графика движения не рассчитываются. А они – немалые.
В декабре прошлого года на "Третьяковской" на рельсы также упал пьяный мужчина – оступился при входе в вагон. Он остался жив, но, пока его доставали, движение было остановлено на полчаса.
Февраль-2018: еще один выпивший парень падает на рельсы на "Таганской" станции Кольцевой линии. Его поднимали 20 минут, он остался жив; все это время в тоннеле на перегоне стоял в ожидании поезд с пассажирами.
Кстати, пассажиры за свои опоздания в таких случаях вполне могут предъявить иски, полагает кандидат юридических наук Анастасия Рагулина.
РАГУЛИНА: Организационный вред, в результате чего многие пассажиры могли опоздать на работу, могли сорваться многие встречи. Можно попробовать все это взыскать. Но практика у нас такая – можно сказать, что ее вообще нет. Но постепенно, я думаю, если начнут подавать иски, такая практика будет.
Практики, когда метрополитен возмещает свои потери от "прыгунов на рельсы", тоже никогда не было. До того момента, пока в начале июня суд не принял первое решение в его пользу.