Пятидневка Современное искусство. Как воспринимать и понимать?

22 июня 2018, 14:10

26 июня 1915 года Казимир Малевич нанес последний штрих на свою картину "Черный квадрат", которая стала манифестом нового искусства. Что это за картина? Как она сохранилась при советском режиме? Как научиться понимать современное искусство?

В студии – Александра Данилова, историк искусства, специалист по современному искусству, заместитель заведующего отделом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

"Сама дата создания "Черного квадрата" – это дата условная. "Черных квадратов" существует четыре, – рассказывает Александра Данилова. – При этом сам Малевич датировал свой "Черный квадрат" не 1915 годом, а 1913-ым. Не могу сказать, висела ли эта картина в Третьяковской галерее все это время. Официально у нас ничего не было запрещено. Многое находилось в запасниках. В Пушкинском музее Сезанн, Пикассо, Матисс были не запрещены, а просто хранились в запасниках. И иногда им позволялось "появляться" на выставках. Для Москвы эти дни были событием.

Малевич называл свою работу "ноль форм" и "выход в совершенно другое пространство", пространство нефигуративное. Вопрос о том, нравится "Черный квадрат" или не нравится – довольно странный. здесь могут быть разные точки зрения. Вкусовая точка зрения – повешу над диваном или не повешу. И даже у специалистов этот вкусовой момент будет присутствовать. Другое дело, если мы говорим о значении того или иного произведения, оно всегда больше, чем украшение нашей гостиной. Но, надо сказать, меня охватывает ужас, когда я вижу посетителей, по часу разглядывающих эту картину. Эта медитация на фоне черного пространства немного не совпадает с тем, что Малевич вкладывал в свой Квадрат. Говорить о живописи в применении к "Черному квадрату" – это наивно. Эта работа ценна не как живописное произведение, а как манифест.

Идеи богоискательства, поиска новой идеи, религии были типичны для того времени. Вспомните "Мать" Горького. Сам Малевич относился к своей картине как к иллюстрации своей философской теории. В начале XX века художник начинает сам себе присваивать совершенно другую роль. Художник становится философом, размышлять о том, как устроен мир. "Черный квадрат" Малевича – это модель мира".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация