Пятидневка Плацкартные вагоны – отменить или оставить?
Прошло сообщение о том, что РЖД собирается отказаться от плацкартных вагонов. Ее опровергли, но "вагонный вопрос" остался.
Говорим об истории пассажирских вагонов в России. Кто придумал плацкартные вагоны? Каково современное состояние вагонов? Каковы возможности новых вагонов? Сколько сейчас находится в использовании плацкартных вагонов? Что будет вместо плацкартного вагона? Как меняется ощущение человека от того, в каком вагоне он едет?
Гости эфира – Галина Николаевна Ефимова, кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ); Александр Евгеньевич Лошманов, коммерческий директор по развитию пассажирского транспорта акционерного общества; Александр Григорьевич Осмолов, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ.
"Плацкартные вагоны – это появление наших первых отечественных вагонов в связи со строительством первой железной дороги общего пользования Санкт-Петербург – Москва, – рассказывает Галина Николаевна Ефимова. – В отличие от нее первая железная дорога общественного пользования – Царскосельская железная дорога – была небольшой по протяженности и поэтому там не было необходимости в спальных вагонах. К сожалению, история не сохранила, какими были первые вагоны, не сохранилось чертежей, о стране-производителе, есть предположения, что это Англия или Бельгия. Но уже там, это известно, были вагоны четырех классов.
На железной дороге Санкт-Петербург – Москва за основу взяли американскую модель вагона, но очень скоро от нее отказались. И уже в 1970-е годы мы создали свою модель, свое видение вагона, оно резко отличается от зарубежных аналогов. Потому что у нас разные климатические условия, разные потребности, другие расстояния, образ жизни...
Уже в 1918 году в железнодорожной отрасли появляются научно-исследовательские институты и предприятия, к 1930 году мы создаем новый прототип пассажирского вагона. Появляется тот самый плацкартный вагон".
Александр Евгеньевич Лошманов, Плацкартный вагон появился в советское время, мы взяли немецкую кальку и модернизировали ее. На сегодняшний день в использовании РЖД находится порядка семи тысяч плацкартных вагонов. По моим представлениям, это около 40% от всех вагонов. При этом за последние два года доля используемых плацкартных вагонов резко убывает – это порядка двух тысяч в год. Много ходило разговоров о том, что РЖД скоро прекратит покупать плацкартные вагоны. Одним из направлений, которым планировалось заменить плацкартный вагон, был двухэтажный вагон. Сегодня такие вагоны освоены, РЖД их закупает, но не в массовом порядке".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"