Авторские материалы Нет холодильников? Рыба – дороже
Персоны
В России может подорожать рыба. Причина – в новых требованиях пограничников. Они предупредили рыболовецкие компании о запрете перевозки улова судами, которые принадлежат иностранцам. На Севере – это две трети всего рыболовного флота, говорят эксперты. По их подсчётам, перестройка логистики потребует миллионы долларов. Это может сказаться на стоимости рыбы. Экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов продолжит тему.
Рыболовы получают от пограничной службы предупреждения прекратить работу на принадлежащих иностранцам судах. Речь идёт о кораблях-рефрижераторах. На них в море перегружают улов, и дальше они везут его в порт. Раньше запрет действовал только в отношении рыболовецких судов – по закону они должны принадлежать российским компаниям. Рефрижераторы прямо не упоминались, и пограничники закрывали глаза на иностранную прописку таких судов, если они ходили под российским флагом, а на них работали россияне. Теперь силовики обратили внимание и на перевозчиков рыбы, отмечает президент Ассоциации рыбопромышленников Приморского края Георгий Мартынов.
МАРТЫНОВ: Весь рыбопромышленный флот, который ведёт добычу и переработку, по закону должен принадлежать Российской Федерации. Собственники этого флота должны быть гражданами России. Касательно транспортно-рефрижераторного флота, мы таких ограничений в законодательстве не встречали – они же перевозят не только рыбу, они перевозят другие скоропортящиеся грузы. Поэтому тут надо просто внести ясность.
Некоторые эксперты предупреждают: запрет на использование иностранных судов обернётся убытками для добывающих рыбу компаний и ростом цен на морепродукты. По всей отрасли дополнительные расходы могут дойти до 15 миллиардов рублей в год, подсчитал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. Заменить большие плавающие холодильники очень сложно – в нашей стране их не строят.
ЗВЕРЕВ: На северном рыбохозяйственном бассейне в Баренцевом море 70 процентов ёмкостей транспортных судов, которые сейчас используются для транспортировки рыбы, приходится как раз на эти суда. Их исключение из режима транспортировки сокращает объём транспортного флота втрое. Это означает изменение договоров фрахтования: они явно изменятся, расценки повысятся.
Естественно, усложнение перевозки отразится и на конечной цене рыбы. Но, по самым грубым расчётам, она подорожает максимум на 1,5-2 рубля за килограмм. При средней стоимости морской рыбы около 200 рублей, это – меньше 1 процента. Так что покупатели этого особо и не заметят, полагает Эдуард Климов.
КЛИМОВ: Это скажется на расходах рыбаков. А если у рыбаков вырастут расходы, то рыба подорожает. Но ясно, что в разы подорожания не будет: рыба и так сейчас – не самый дешёвый продукт, потому что везде в мире рыба стоит дорого.
Российскую рыбу сейчас активно скупают иностранные переработчики и ретейлеры. Например, китайские партнёры в разы нарастили закупки минтая у наших рыбаков, что уже привело к росту цен на российском рынке. По подсчётам агентства "Рыбсеть", оптовые цены на филе и на замороженные тушки минтая с начала года выросли примерно на 20 процентов. С продажи морепродуктов за рубеж российские рыбаки делают возврат НДС, поэтому на внутреннем рынке предложение упало и, соответственно, выросла цена. А в Китае за него просто больше платят.