Неизвестная планета Михаил Агафонов: авиация и космос без человека невозможны...
Авиация и космос – тема, которая волновала многие поколения и в романтическом, и в практическом смысле. А как обстоит дело в XXI веке? Наш гость – Михаил Агафонов, заместитель председателя совета фонда "Легенды авиации". Он из семьи известного летчика-испытателя, сам – из города Жуковского, центра авиационной науки России. Фонд "Легенды авиации" открыл в том числе Аллею славы, – в бюстах шестнадцати авиаконструкторов воплощена история авиации страны...
XX век – прорыв, взлет авиационной науки; менее чем за сто лет человечество освоило авиацию, космос, задумалось о полетах на другие планеты...
Михаил Агафонов: В нашей стране в середине прошлого века был очень сильный идеологический фактор, – это привлекало в авиацию, в космические исследования талантливую молодежь. Вспомним имена известных летчиков, – Валерий Чкалов, Валентина Гризодубова, Михаил Громов, – это люди, которые действительно заслужили славу, почет, – молодые ориентировались на них, становились военными летчиками, летчиками-испытателями.
Но романтика осталась и для нынешней молодежи. Конечно, сегодня полеты происходят в автоматическом режиме, но все равно они сопряжены с непредсказуемыми моментами: случаются отказы техники, а при чрезвычайных обстоятельствах человеческий фактор зачастую определяет положение. Без опыта, знаний, умения летчика автомат не способен посадить самолет...
- То есть будущее авиации все равно зависит от людей. В Галерее славы я увидел бюст Роберта Бартини...
Михаил Агафонов: Наша аллея называется "Создатели авиации России". На центральной аллее – бюст основателя отечественной авиации – Николая Жуковского, за ним – его последователи и ученики. Роберт Бартини – один из них. Его разработки опережали время: научные эксперименты Бартини сравнивают с разработками Теслы...
- Не превратился ли космос в некую рутину? Вот Илон Маск запускает каких-то манекенов, пытаясь привлечь внимание к космической тематике...
Михаил Агафонов: В авиации и космосе перспективы развития очень велики. Скажем, сейчас есть проекты по созданию сверхзвуковых пассажирских самолетов второго поколения; в России эти разработки также ведутся. Что же касается профессии испытателя, – конечно, можно все смоделировать на компьютере, создать модель, наложить разные условия. Но испытания в атмосфере, в полете по методикам и программам, вложенным в авиамодель, без человека невозможны. Поэтому профессия испытателя в ближайшее время свою актуальность не потеряет...
(Запись беседы с Михаилом Агафоновым слушайте в аудиофайле)