Пятидневка Григорий Распутин. Роль личности в истории
Персоны
12 июля 1914 года было совершено покушение на Распутина. Хиония Гусева в селе Покровском ударила его ножом. Говорим о роли личности в истории.
Как появляются фигуры, влияющие на историю? Кто был Григорий Распутин? Почему мы до сих пор с предыханием и волнением думаем об этой фигуре? Что произошло бы с нашей страной, если бы не было Распутина? Что нового говорят историки о Распутине в наши дни?
Эксперт программы – Александр Владимирович Пыжиков, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.
"Сериал о Распутине с Владимиром Машковым в главной роли – это просто фантазии, которые не имеют никакого отношения к действительности, – утверждает Александр Владимирович Пыжиков. – Такое впечатление, что люди пофантазировали и использовали бюджет. Там Распутин позиционирует себя как человек божий, старец, паломник. На самом деле он был известен тем, что постоянно писал чиновникам какие-то поношения, просьбы. Это человек, который постоянно что-то просил, постоянно пытался куда-то втереться, что-то использовал. Собственно говоря, вся эта жизненная схема потом будет ипользована им в Петеребурге уже в других масштабах.
Почему в Петербурге так активно в продвижении Распутина принимали участие ректор духовной академии епископ Сергий, епископ Гермоген, архимандрит Феофан и другие? Потому что когда он отирается по приемным, акцент у него был церковный. Он разыгрывал образ старца. Другой вопрос – почему это было востребовано? Потому что такая атмосфера сложилась на самом "верху", у трона. Николай II с 1903-1904 года стал дистанцироваться от архиереев. Все ждали рождения наследника. Императрица ездила по святым местам, в том числе в обитель к Серафиму Саровскому. Здесь нужно сделать уточнение – Саровский имел отдаленное отношение к официальной церкви. Это совершенно другая линия в вере. Народ хорошо реагировал на Саровского, но церковники его не почитали. И тут после купания императрицы в источнике родился наследник. Это произвело впечталение на Николая II. Он поместил портрет Саровского у себя в покоях. Более того, он начал настойчиво продвигать идею канонизации иеромонаха. Победоносцев и весь священный Синод были против, попытлись отговорить. Православие оказалось не таким уж крепким фундаментом для царской власти. И, надо сказать, у Николая II постяонно была тяга к каким-то нецерковным людям. Достаточно вспомнить француза Филиппа с духовными практиками. И у царицы были постоянно потребности в духовном вне православной церкви. Синод очень плохо относился к своего рода старцам...".
Полностью беседу с Александром Владимировичем Пыжиковым слушайте в записи эфира "Радио России".
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"