Авторские материалы Цены на авиабилеты идут на взлет
Персоны
Российские авиакомпании объявили о скором подорожании билетов. Рост сборов связан весенним скачком цен на авиационный керосин. В туристической отрасли предупреждают: если тенденция сохранится, то в зимнем сезоне билеты в пакетных турах могут подорожать на 10 процентов. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.
Авиакомпании предупредили билетных агентов о скором повышении топливного сбора. Один из перевозчиков уже озвучил новый тариф на внутренних рейсах: в эконом-классе цены вырастут на 200 рублей и на 400 рублей – в бизнес-классе. Зарубежные авиакомпании также предупредили об увеличении топливных сборов – от 20 до 40 евро на международных рейсах.
Пока не все компании решились на изменение тарифов. Но, по мнению представителя Aviasales Юлии Домрачевой, цепная реакция подорожания пройдёт по всему авиарынку, и топливный сбор у всех будет примерно на одном уровне.
ДОМРАЧЕВА: Двести рублей для эконом-класса – это не такая значительная сумма. В среднем по России стоимость полетов – 10-11 тысяч рублей. Другое дело, что к зиме цены вырастут, особенно в новогодние каникулы спрос повышенный, поэтому цены растут.
В туристической отрасли предупреждают: если тенденция продолжится, то к зимнему сезону билеты в пакетных турах могут подорожать ещё на 10 процентов.
Рост цен связан с резким – почти на четверть – подорожанием авиакеросина минувшей весной. Треть себестоимости перелёта – это топливо, напоминает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Так что авиакомпании просто вынуждены компенсировать потери за счёт пассажиров.
ГУСАРОВ: Если авиакомпании не будут поднимать цены на авиабилеты, они просто будут уходить в убыток, и дальше будет повторяться ситуация, с которой мы сталкиваемся практически ежегодно: каждую осень одна или две авиакомпании с шумом, со скандалом уходят с рынка, банкротятся.
Если авиабилеты дорожают из-за роста цен на керосин, то разбираться в этой ситуации нужно антимонопольной службе, говорят эксперты. В прошлом году ведомство проверяло нефтяников после жалобы авиакомпаний на резкое подорожание топлива. Однако нарушений не нашли – всё объяснили балансом спроса и предложения на заправочном рынке. Хотя очевидно, что это не так, говорит Роман Гусаров.
ГУСАРОВ: Реально несколько компаний уже давно монополизировали весь рынок России: поделили между собой аэропорты и диктуют цены авиакомпаниям. А если у нас такая структура поставок авиатоплива, значит, наверное, ФАС должен как-то договориться о приемлемой для граждан цене на авиакеросин.
У государства есть возможности замедлить рост цен на авиабилеты – например, обнулить ставки НДС на внутренних линиях. Однако это решение пока не вступило в силу. Пассажирам придётся ждать осени, чтобы летать дешевле. Обычно к ноябрю цены на билеты снижаются вслед за спросом.