Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности Юрий Маликов: не надо печалиться, вся жизнь впереди

27 июля 2018, 21:30

Программу "Посидим по-хорошему" ведёт Диана Берлин.

Вновь перенесёмся в прошлый XX век. Одной из основных примет того времени было появление вокально-инструментальных ансамблей. Один из создателей и руководитель самого известного вокально-инструментального ансамбля "Самоцветы" совсем недавно отпраздновал свой юбилей.

В программе – продолжение интервью с народным артистом России, известным музыкантом, создателем ансамбля "Самоцветы" Юрием Фёдоровичем Маликовым.

Вы много гастролируете…

Ю. Маликов: Много гастролировали мы раньше, а сейчас меньше.

Вот вы приезжаете в какой-то город. Есть песни, без которых нельзя обойтись в концерте?

Ю. Маликов: Двадцать песен точно, без которых обойтись нельзя.

Думала, что вы назовёте две-три песни.

Ю. Маликов: Ну, как можно выступать без песен: "Не надо печалиться", "Добрая примета", "Мой адрес – Советский Союз", "Песня о дружбе", "Там за облаками", "Не повторяется такое никогда", "Увезу тебя я в тундру", "Всё, что в жизни есть у меня". Любую из этих песен поёт весь зал. И самое интересное, что во время концерта люди часто выходят на сцену и поют вместе с нами. Этим людям хочется дотронуться до самой песни.

Сейчас очень популярны бары-караоке, и очень многие наши песни заложены в программах караоке, как минусовка. Аккомпанемент звучит, и люди самого разного возраста (молодёжь и люди постарше) поют. Приходят, платят деньги и сами поют. И за это огромное спасибо композиторам и поэтам. Конечно, повезло, что эти песни попали ко мне.

1. В исполнении ВИА "Самоцветы" звучит песня "Горький мёд" ("Вот и всё, я тебя от себя отлучаю…").

2. В исполнении Дмитрия Маликова и Владимира Преснякова звучит песня "Мой отец" ("Тебя увидел в окно. И захотел с тобой поговорить…").

3. В исполнении ВИА "Самоцветы" звучит песня "Вся жизнь впереди".

Ведь это же мастерство быть руководителем коллектива, тем более маленького и творческого, когда у тебя каждый музыкант чувствует себя звездой и первым?

Ю. Маликов: Очень тяжело. И этого я нахлебался за свою жизнь очень много. Каждый человек хочет быть руководителем. Но на этот вопрос мне ответил только один человек. Это Толя Могилевский. Когда он оказался в Америке, там он столкнулся с работой художественного руководителя, стал хозяином дела. У него там был свой оркестр. И вот он мне сказал: "Юра, как я тебя теперь понял! Какая это адская работа! Раньше я думал, что пришёл, спел, дал ноты. Но это какой-то ужас. Каждый со своим характером, у каждого свои семейные проблемы. И он распустил свой коллектив через какое-то время, сказал, что он лучше будет один. К какому-то берегу пристал, поработал, поехал в другое место. Потому что руководить творческими людьми очень трудно.

Тем более, те люди, имена которых ты назвал, и, правда, звёздные люди: Владимир Кузьмин, Алексей Глызин, Аркадий Хоралов. Нужно было, чтобы все они пели в коллективе, но каждый хотел быть единственным.

Ю. Маликов: Дело в том, что я приглашал их работать в ансамбль. Они приходили, получали какой-то багаж творческий, а потом чувствовали, что смогут то же самое делать. Конечно, им это всё казалось очень простым, но каждый из них столкнулся по мере продвижения своей карьеры с большими проблемами.

А сейчас я хотела бы поговорить о Юрии Маликове-отце. Это совершенно отдельное мастерство. Все мы знаем о том, что у Юрия Маликова двое детей – Дмитрий Маликов и Инна Маликова. Сегодняшний наш гость однолюб, у него одна жена Люся, одна женщина и на всю жизнь. Эта семья уникальная. Знаю я эту семью с начала 70-х годов, мы тесно общались, очень дружат наши дети, но я не слышала ни разу от них громких слов относительно друг друга. Это правда, что эта семья уникальная. И, конечно, как любит Юра свою жену! Я желаю всем слушательницам, чтобы рядом с каждой из них был такой же мужчина. А всем слушателям я желаю, чтобы рядом с ними была такая женщина, как его жена. Тогда, наверное, и получаются такие дети.

Тяжело было их растить? Это было время, когда было много работы, бесконечные поездки, эти маленькие деньги за концерты…

Ю. Маликов: Тем более, жена со мной ездила.

Вы уезжали вдвоём, но Дима воспитывался в строгости.

Ю. Маликов: Во-первых, мы же уезжали не навсегда, а на 15-20-30 дней. Одна была у нас поездка в Латинскую Америку, которая длилась 4 месяца. Во-вторых, в эти дни нас подменяла Люсина мама, бабушка наших детей. Она была очень хороший человек, светлая память Валентине Феоктистовне. Она, конечно, воспитывала, но так получилось, что дети наши росли и очень рано начали заниматься делом. Дима играл в хоккей в школе, на площадке рядом с домом, и одновременно играл на рояле. Конечно, музыка – это такое дело, если не будешь заниматься каждый день, пропускаешь много. День незанятий – это два дня назад.

Ну, как музыку можно втолкнуть в ребёнка?

Ю. Маликов: Ребёнок, видимо, полюбил музыку. Хотя было сделать это очень трудно, а ещё труднее было возить в школу маленького человечка с пересадкой в метро, а потом ещё на автобусе. Он учился в Мерзляковке, в специальной музыкальной школе при Московской консерватории, а мы жили на Преображенке. Поэтому Инну мы не хотели сразу отдавать, но она захотела сама. Она закончила потом ту же школу у того же самого педагога. Первоначально мест не было, её некуда было брать, но потом она всё-таки закончила музыкальную школу. Экстерном закончила десятый класс и поступила в ГИТИС. Музыкальная основа у неё очень хорошая, и вот сейчас она руководит своим маленьким коллективом.

Но вообще я больше могу рассказать о внуках, потому что детей я почти и не видел. У нас были гастроли, и их воспитывала бабушка.

Дима – успешный человек. Он закончил с отличием консерваторию у прекрасного педагога. Кроме того, что он очень популярен на эстраде, он занимается серьёзно классической музыкой.

Ю. Маликов: Каждый день по три часа. Казалось бы, сегодня можно было бы отдохнуть и куда-то пойти, нет, все равно три часа, с 10.00 до 13.00, он сидит у рояля.

Когда Дима стал успешным, тяжело было всё-таки сделать так, чтобы он не ушёл из консерватории?

Ю. Маликов: Успех к нему пришёл очень рано, когда ему было 18 лет. Нет, из консерватории он бы не ушёл, а вот тяжело было его заставить продолжить это дело. Потому что была популярность, он закончил уже консерваторию, и фильм с ним даже вышел, и, конечно, наверное, надо было поступать в аспирантуру, но он решил посвятить себя всё-таки этому искусству. Я бы сказал, что его искусство всё-таки не только эстрадное, а синтетическое. Это какое-то соединение классики, фольклорной, джазовой и эстрадной музыки. И потом появление проекта "Пианомания" дало ему возможность ощутить себя в жизни тем, чем он стал. Так получилось, что он не мог бросить консерваторию, иначе бы этот проект не состоялся. Консерватория оказалась тем самым фундаментом, на котором он и построил и продолжает строить свою карьеру в искусстве. Он очень много слушает и общается с аранжировщиками и теми, кто создаёт музыку, – с композиторами, хотя поёт и исполняет свои произведения. Он продолжает также общаться с исполнителями других жанров. Например, фольклорной музыки. У него есть тяга быть полиглотом. Его очень интересует искусство художников, он часто бывает в галереях, в каждом городе посещает музеи. Педагоги нам в училище и в консерватории предлагали как-то это вяло, не каждый обращал внимание, что надо ходить в музеи, надо следить за тем, что происходит и в современном искусстве.

"В жизни каждого человека звучат колокола судьбы, но не все слышат их звон" (Э. Хемингуэй).

Ю. Маликов: Нужно услышать духовную связь с внешним миром благодаря искусству. Потому что человек искусства не может жить, не видя фильмов, не смотря на картины, не слушая музыку. Ты можешь писать песни или выступать как джазовый музыкант, но культура несёт в себе именно культуру мастера. Чтобы стать настоящим мастером, надо иметь в душе эти кирпичики культуры, из которых складывается характер и судьба художника.

Кого вы можете назвать мастером из тех, кто встречался на вашем пути?

Ю. Маликов: Так получилось, что я учился в консерватории. И есть такая форма "камерный ансамбль". И вот в этом камерном ансамбле, у нас он назывался "Секстет", и мы играли "Секстет" М.И. Глинки, играл скрипач Олег Каган. Тогда он был ещё совсем юным, молодым, как и я, и никто не представлял себе, кем будет Олег Каган. В ансамбле были Олег Каган, Юрий Маликов, Виктория Яглинг, Григорий Жислин и ещё кто-то, но вот Олег Каган производил на меня сильное впечатление как музыкант, как личность. И он стал действительно великим.

Потом Юрий Абрамович Башмет, с которым я периодически встречаюсь, общаюсь и вижу масштаб этого человека, просто нереальный, как-то мне сказал, когда мы ехали на машине, что он играл наши песни на гитаре, когда был студентом музыкального училища. Его мама заставляла играть на скрипке, а он тяготел к гитаре и играл песни "Самоцветов". Мне было приятно это слышать.

Что интересно, мы вспоминаем песни, которым уже много лет, а они до сих пор популярны, жизнь продолжается…

Ю. Маликов: Продолжается. Не надо печалиться, вся жизнь впереди.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация