Пятидневка В ритме джаза
56 лет назад, в 1962 году Бенни Гудмен со своим ансамблем дал первый из шести концертов в СССР. Впервые в истории в Советском Союзе выступили джазмены США.
Гости программы – Игорь Бутман, саксофонист, народный артист России; Кирилл Мошков, главный редактор журнала Джаз.ру; Артем Варгафтик, музыкальный теле- и радиожурналист.
В мае 1962 года Бенни Гудмен со своим ансамблем дал первый из шести концертов в СССР. Впервые в истории в Советском Союзе выступили джазмены США.
Когда в СССР выступил первый джазовый коллектив? Почему джаз был запрещен в нашей стране? Почему классические музыканты пренебрежительно говорят о джазе?
Гости программы – Игорь Бутман, саксофонист, народный артист России; Кирилл Мошков, главный редактор журнала Джаз.ру; Артем Варгафтик, музыкальный теле- и радиожурналист; Анастасия Булгакова, психолог, врач-психиатр.
"Джаз – это музыка, которая требует вовлечения слушателей, требует, чтобы ее слушали, – утверждает Кирилл Мошков. – Важно, что здесь еще музыканты слушают друг друга, этого нет ни в одном другом виде музыки, это музыка взаимодействия".
"Музыканты всех направлений все равно должны слушать друг друга, но в джазе это просто наиболее важно, потому что в тот момент, когда солист импровизирует, его партнеры включены в эту импровизацию, они и дают ему определенный ритм, определенную основу и даже какие-то идеи, – говорит Игорь Бутман. – Также они слушают аудиторию, которая показывает, куда им двигаться".
"На самом деле первый раз американский джазовый оркестр у нас выступал еще в 1926 году, причем сразу два коллектива, которые гастролировали по всей нашей стране, – продолжает Кирилл Мошков. – Они все были афроамериканцы, там был танцевальный ансамбль. Джаз в нашей стране никогда не запрещали, таких документов нет. Велись дискуссии между газетами "Правда" и "Известия" в 1936 году: нужен ли нам джаз? Интересно, что более консервативная "Правда" отстаивала джаз, в то время как "Известия" выступали против советского джаза. А официальное преподавание джазовых дисциплин – эстрадно-джазовые отделения в советских музыкальных училищах – появились в 1974 году. До этого наша система музыкального образования была сконцентрирована на двух видах музыки – академической и народной. Считалось, что если академический музыкант играет джаз, он испортит себе вкус".
"Я знал от отца, что джаз был запрещен, сидел в тюрьме Эдди Рознер, – рассказывает Игорь Бутман. – Но помимо джазовых музыкантов сидели и классические музыканты. В то же время были и замечательные оркестры, которые играли и джаз тоже. У меня есть своя теория, почему джаз был в "загоне" – все, что было не классической музыкой и музыканты, которые были не очень хорошего уровня, всегда говорили: вы ничего не понимаете, мы играем джаз. Слово "джаз" стало в каком-то смысле нарицательным. Но были и талантливые музыканты. Джаз очень трудно контролировать, нельзя проверить по партитуре что будут играть музыканты. Эта неуправляемо. Но неизвестно что было лучше – запрет или полная свобода. Некоторые люди говорят: мы были на джазовом конценрте, нам не понравилось. Но ведь неизвестно, какие мзыканты там играли. И они всегда могут сказать: вы ничего не понмиаете, это джаз...".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле.
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"