Авторские материалы Ремонт со свалки по ОСАГО
Персоны
Чинить автомобили по страховке будут запчастями со свалки. Российский союз автостраховщиков предложил ремонтировать повреждённые машины старыми деталями. При этом согласия автовладельцев спрашивать никто не будет. По мнению страховщиков, в России много старых машин, поэтому искать и закупать новые запчасти, как требует закон, невыгодно. Бэушные детали используют и другие страны, говорят эксперты, но у нас послабление приведёт к злоупотреблениям. Автовладельцев вынудят брать компенсацию деньгами, а не чиниться за счёт ОСАГО. Таких выплат редко хватает на полноценный ремонт. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.
Страховщики вернулись к идее чинить разбитые машины деталями с авторазборок. Главный аргумент – слишком много автохлама катается по дорогам страны, в том числе праворульного. Новые запчасти на такие машины просто не найти. А то, что есть, стоит очень дорого. Проще и дешевле поставить бэушные детали, которые, возможно, ещё "походят". В этом случае автосервисы точно уложатся в сумму ремонта по ОСАГО.
Сейчас станции техобслуживания стараются брать на ремонт более-менее "свежие" машины, на которые несложно найти новые запчасти. Впрочем, даже оригинал может идти несколько месяцев, а это грозит страховщикам штрафами – по закону у них есть всего месяц на ремонт.
Автоинженеры не видят ничего страшного в этой инициативе. Например, вполне можно использовать контрактный двигатель, новый мотор обойдётся в два-три раза дороже. То же самое с деталями кузова – без проблем подойдут небитые крылья, капоты или двери. Это нормальная мировая практика, отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто. Если машине, например, 20-25 лет, а у нас это не редкость, то найти новые запчасти действительно невозможно.
МОРЖАРЕТТО: Когда принимали поправки к закону, положение "ремонт только с помощью новых запчастей" появилось в последний момент. И я сразу тогда сказал, что это не будет работать. Найти запчасти для 20-22-летней какой-нибудь Toyota невозможно, потому что этой модели давно в производстве нет. Я смотрел на опыт Германии. Там разрешено производить ремонт бэушными запчастями. Правда, при этом оговорён список: нельзя, например, чтобы ремонт тормозной системы велся какими-то бэушными запчастями.
У нас нет стандартов бэушных запчастей, которые определяют степень износа и надёжности узла. Так что заводить разговор о переходе на поголовный ремонт старыми деталями рано, отмечает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Кроме того, закон и сейчас не мешает страховщикам договариваться с хозяевами машин по поводу ремонта старыми деталями.
КАНАЕВ: Говорить о том, какие запчасти можно применять, очень сложно, если нет никаких критериев. Более того, сейчас есть возможность применять бэушние запчасти по согласованию с автовладельцем. Вопрос в другом: страховщики сегодня не используют этот механизм. Отсюда будут возникать очень много нюансов: люди, которые покупают новые автомобили, не захотят, чтобы им ставили бэушные запчасти.
Эксперты опасаются, что автовладельцам не оставят выбора: ремонт по ОСАГО только бэушными запчастями. Если хочешь новое – пожалуйста, доплачивай.
Так, собственно, происходит и сейчас. Автовладельцы, которые попали в аварию после внедрения натурального возмещения, рассказывают примерно одно и то же. После аварии обращаются в страховую компанию. Там дают направление на ремонт в свой автосервис. Сервис пишет официальный отказ, так как суммы, которую насчитали страховщики, на ремонт автомобиля не хватает. С отказом пострадавший снова идёт в страховую. Там выплачивают ущерб деньгами. Как правило, сумма значительно меньше, чем требуется для нормально восстановления автомобиля. Разницу доплачивает сам автовладелец из своего кармана.
Закладывать в расчёты ремонта старые детали можно тогда, когда есть сертифицированный рынок таких запчастей, резюмируют эксперты. У нас его пока нет. Но, судя по всему, автостраховщики будут настаивать на своём, ведь благодаря бэушным запчастям они занизят выплат по автогражданке на треть. При этом сам страховой полис не подешевеет.