Пятидневка Помощь во благо. История меценатства в России
В сентябре 1892 года Павел Третьяков предложил Московской городской думе принять в дар его картинную галерею. История меценатства в России.
Что такое благотворительность? Зачем меценаты вкладывались в культуру? Как живут потомки меценатов XIX века сегодня?
Гости эфира – Надежда Николаевна Смирнова, директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей; Марина Геннадьевна Смольянинова, праправнучка Саввы Тимофеевича Морозова; Денис Андреевич фон Мекк, потомок основателя династии строителей железных дорог Карла Федоровича фон Мекк; Никита Олегович Исаев, директор Института актуальной экономики.
"Конец XIX – начало XX века можно назвать таким "золотым веком" благотворительности в России, – комментирует Надежда Николаевна Смирнова. – Тогда предприниматели очень активно вкладывались не только в развитие промышленности, сельского хозяйства, но и в развитие науки, образования, культуры. Почему вкладывались – было несколько причин. Первая – это все-таки религиозный аспект. Все они были православными или старообрядцами. Это было в основе философии, идеологии того времени. И сейчас есть православные меценаты,к оторые вкладываются в искусство, потому что "богатство обязывает". Талант, способность зарабатывать деньги дан не просто так, ты должен им делиться. Меценаты вообще в то время были на передовой. Первый институт, где лечили раковые опухоли, первые заведения, где лечили психические заболевания, первый институт нервных болезней – все открыли предприниматели.
На самом деле, когда в 1917 году произошло полностью вычеркивание этого пласта истории, мы очень многое потеряли. У нас остались великие актеры, художники, балерины, но великих предпринимателей и меценатов, благодаря которым они состоялись, не осталось. Мне кажется, это историческая несправедливость.
"После 1917 года национализировали не только фабрики, которые построили Морозовы, но и все его дома, у семьи нчиего не осталось, – рассказывает Марина Геннадьевна Смольянинова. – У моего отца не было ни одного метра жилья. Конечно, сердце ёкает, когда я вижу здание в мавританском стиле на Старом Арбате. Это архитектурный шедевр – здание проектировал Шехтель, внутри полотна Врубеля, это готовый музей. Мне обидно, что наши соотечественники не могут видеть внутри это здание, в отличие от иностранных дипломатов. Таких зданий Морозовы подарили Москве сорок, в том числе Московский художественный театр".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле.
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"