Интервью Архитектура эмоций – полемика с традиционной выставкой

15 сентября 2018, 02:10

Персоны

В музее-заповеднике "Царицыно" проходит выставка-инсталляция, посвященная архитектурным фантазиям.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я с удовольствием представляю наших сегодняшних гостей. Это директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. Здравствуйте.

ФОКИНА: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И куратор, арт-критик Сергей Хачатуров. Сергей, добрый день.

ХАЧАТУРОВ: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: И мы говорим о выставке, которая еще работает в "Царицыне", в главном его корпусе, и называется она "Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня". Вот так много названий. И когда я впервые узнал об этой выставке, то мне сказали: это все посвящено бумажной архитектуре. Приехал и понял, что это никакого отношения не имеет к тому, чтобы говорить, что это посвящено бумажной архитектуре. Это посвящено архитектурной графике? Ну да, ее много на этой выставке. Но и это тоже, в общем, да, если экспонаты на выставке архитектурной графике, это не значит, что эта выставка посвящена шире, и не только бумажной, но и вообще архитектуре. Когда вы, Сергей, впервые пришли к Елизавете Фокиной или где-то вот встретились, как вы сказали: про что будет эта выставка? Вполне предполагаю, что потом все изменилось, но вот первый день: про что будет эта выставка?

ХАЧАТУРОВ: Фантастическая архитектура и шире – архитектоника эмоций в 18-м веке, и как это экстраполируется на сегодняшний день. То есть как рождается архитектура эмоций благодаря как раз графике в основном фантастической архитектуры, и как вдруг это оживает сегодня в кибермирах, во варкрафте, в компьютерных играх. То есть вот та архитектура эмоций благодаря пространствам фантастическим, которые, да, действительно архитектурно оформлены.

ЗАСЛАВСКИЙ: То есть вот так это сформулировали при первой встрече?

ХАЧАТУРОВ: Первая встреча – архитектурно оформленные пространства, которые рождают эмоцию, и эта эмоция из 18-го века вдруг сегодня процветает в формате виртуальных миров. Да, архитектура эмоций. Если говорить вообще вот совсем кратко, это архитектура эмоций.

ЗАСЛАВСКИЙ: И что вы на это ответили?

ФОКИНА: Ну на самом деле у нас с Сергеем уже, мне кажется, такой долгосрочный период партнерства, и это не первая выставка, которую Сергей делает на территории "Царицыно", их до этого было две в другом пространстве Малого дворца. Но у меня в воспоминаниях именно вот это первое название "Гипноз пространства", и Сергей, ну мы с ним де йствительно поскольку уже долго работаем, у Сергея есть определенная манера, каким образом он рассказывает про выставки. Сначала он отправляет текст, вчитавшись в который ты можешь проанализировать и как-то на него ответить. Дальше, естественно, встречи, обсуждения. Но у нас, как у любого музея, есть методический совет, на котором принимаются решения, даются какие-то предложения или выслушиваются кураторские мысли и идеи уже на этапе подготовки.

ЗАСЛАВСКИЙ: А куратор приходит на методический совет?

ФОКИНА: Конечно. Приходит куратор, приходит дизайнер, приходят еще вовлеченные партнеры, если им важно высказаться. И я очень хорошо помню этот наш методический совет, который состоялся еще, по-моему, в конце прошлого года, если я правильно все помню. И у нас есть такой старейший сотрудник нашего музея Виктор Васильевич, и он сказал, что Сергей буквально загипнотизировал нас своими мыслями и рассказами как раз и о воображаемой архитектуре, и об архитектуре 18-го века. Сергей тогда сделал большое количество отсылов и вообще к нашей театральной архитектуре и истории самого дворца, потому что Баженов и вот эти важные слова про то, что Царицино – это театр архитектуры. И Сергей как раз очень большое количество акцентов делал именно на нашу вот такую архитектуру где-то несбывшегося дворца, где-то иллюзорного, где-то фантазийного, и вот всем тем новым идеям, новым старым, которые возникли в период 18-го века и находят ти переклички с киберпространством, кибербарокко, киберготикой – то, про что сейчас говорит Сергей.

ЗАСЛАВСКИЙ: А когда вы предполагали все это, то это было с самого начала понятно, что это будет? Или какие-то экспонаты и, может быть, даже какие-то важные экспонаты появлялись в процессе работы? Кстати, вот от первого разговора до воплощения летом этого года сколько времени прошло?

ХАЧАТУРОВ: Немного, да. Потому что вообще у нас был аврал, как всегда. Привычно – это полгода.

ФОКИНА: Ну, такой плотной реализации – полгода. Понятно, что мы планируем выставки на год, и у нас план выставочный складывается в сентябре-октябре каждого года. Сейчас мы формируем выставочный план на 19-й год. Вот в прошлом году мы приняли решение, а плотной работы – фактически полгода...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация