Авторские материалы Осторожно: небо над Сирией закрывается
Персоны
Россия поставит в Сирию комплекс ПВО С-300 – министр обороны Сергей Шойгу объявил об ответных мерах после гибели самолета Ил-20 во время налета на Латакию израильских ВВС. Сирийские системы защиты также будут автоматизированы для более эффективного распознавания целей, а в прилегающих районах Средиземноморья будет обеспечено радиоэлектронное подавление. Решение министр озвучил после доклада ведомства о расследовании уничтожения российского самолета. Специалисты пришли к выводу, что Ил-20 был сбит по вине Израиля. Подробности – в материале спецкора "Вестей FM" Николая Осипова.
Решение, которому предшествовала неделя активных консультаций руководства страны с военными экспертами, поясняют сейчас в Кремле. Москва усиливает меры безопасности в небе над Сирией. Другого варианта нет: раз страны, так или иначе принимающие участие в событиях на Ближнем Востоке, не в состоянии исключить поражение так называемых дружественных целей, значит необходимо усилить средства противовоздушной защиты. Министр обороны Сергей Шойгу назвал несколько ключевых пунктов, первый из которых – поставка в Сирию комплекса С-300.
ШОЙГУ: Израильские экипажи, прекрасно зная воздушную обстановку, прикрылись российским самолетом, что привело к его поражению и гибели 15 наших военнослужащих. Это вынудило нас принять адекватные ответные меры, направленные на повышение безопасности российских военнослужащих, выполняющих задачи по борьбе с международным терроризмом в Сирии. В соответствии с поручением президента Российской Федерации Министерство обороны примет следующие меры по наращиванию боевых возможностей сирийской системы противовоздушной обороны. Первое: сирийским вооруженным силам в течение двух недель будет передан современный зенитный ракетный комплекс С-300, он способен перехватывать средства воздушного нападения на дальности более 250 километров и одновременно поражать несколько воздушных целей.
Следующий шаг – это автоматизация систем управления. Это позволит наземным службам четко идентифицировать воздушные цели. В случае присутствия в небе боевых самолетов других стран уже не получится использовать другие объекты как прикрытие. Ил-20 в том случае сыграл роль такого прикрытия для израильского F-16, причем израильский летчик не мог этого не осознавать. Сирийская ракета "выбрала" более крупную цель. Новая система управления позволит надежнее контролировать воздушное пространство.
ШОЙГУ: Командные пункты сирийских соединений и воинских частей противовоздушной обороны будут оснащены автоматизированными системами управления, которые поставляются только в российские вооруженные силы. Это обеспечит централизованное управление всеми силами и средствами ПВО Сирии, ведение мониторинга воздушной обстановки и оперативной выдачи целей и указаний. Главное – будет гарантирована идентификация всех российских воздушных судов сирийскими средствами ПВО.
Израильские ВВС и ранее наносили удары по объектам в Сирии. В отсутствие сирийских военных современных систем защиты, они беспрепятственно вторгались в чужое воздушное пространство. Теперь это будет сделать сложно – прилегающие к сирийским берегам районы превратят в "слепые" зоны. Средства радиоэлектронного подавления – это третий пункт среди ответных мер, представленных министром обороны.
ШОЙГУ: От акватории Средиземного моря будет осуществляться радиоэлектронное подавление спутниковой навигации, бортовых РЛС и систем связи боевой авиации, атакующей объекты на сирийской территории. Убеждены, что реализация данных мер охладит "горячие головы" и удержит от необдуманных поступков, несущих угрозу нашим военнослужащим. В противном случае вынуждены будем реагировать в соответствии со складывающейся обстановкой.
Все это серьезно укрепляет возможности сирийских средств ПВО и позволит защитить страну от несанкционированных налетов. Решения принимались на самом высоком уровне. Они необходимы, поскольку анализ ситуации показал: в опасности – не только военные самолеты, но и гражданские воздушные суда, о чем накануне докладывал официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков.
КОНАШЕНКОВ: Действия израильских летчиков-истребителей, приведшие к гибели 15 российских военнослужащих, говорят или об их непрофессионализме, или как минимум о преступной халатности. Поэтому мы считаем, что вина за трагедию с российским самолетом Ил-20 целиком лежит именно на военно-воздушных силах Израиля. И на тех, кто принимал решение о такого рода деятельности. Особо подчеркну, что действия истребителей ВВС Израиля вечером 17 сентября осуществлялись в районе трасс захода на посадку на аэродром Хмеймим не только военных, но и гражданских пассажирских самолетов, тем самым израильскими истребителями была создана угроза любым пассажирским и транспортным самолетам, которые могли там оказаться в это время и стать жертвами авантюризма израильских военных.
Комплекс С-300 мог усилить сирийские средства ПВО еще 8 лет назад, когда Дамаск начал переговоры с Москвой о поставках этого вида вооружений. Но тогда же Израиль вмешался в эту сделку и настоятельно просил Москву отказаться от нее. Российский президент лично тогда принял решение, учитывая позицию израильской стороны. Сирийцам даже вернули аванс в размере 400 миллионов долларов, напоминает военный эксперт Виктор Мураховский.
МУРАХОВСКИЙ: Сирийская арабская республика произвела предоплату, в полном объеме перевела 400 миллионов долларов за поставку 4 дивизионов таких комплексов, однако, учитывая озабоченность Израиля, высказанную в адрес РФ, что такие комплексы будут полностью перекрывать своими радиолокационными и огневыми средствами в случае конфликта практически всю территорию Израиля, Российская Федерация прекратила действие контракта с Сирийской Арабской Республикой.
С учетом тех решений действия израильской стороны выглядят более чем недружественно: вопреки всем договоренностям, Израиль перед атакой передал ложные данные о месте нанесения удара. Потом, уже после крушения Ил-20, ВВС Израиля не позволяли оперативно начать поисковую операцию, которая продолжается и сейчас, а значит силы и средства, задействованные в ней, нуждаются в дополнительном прикрытии. В ближайшее время это прикрытие будет обеспечено – по сути, небо над Сирией закрывается для несанкционированных и представляющих угрозу полетов.