Картинка

Авторские материалы Сбоит банкомат – сам виноват

2 октября 2018, 15:20

Персоны

В суде будет рассмотрено дело в отношении банка, который отказался возвращать средства, списанные из-за технического сбоя. Машина выдала купюры с большой задержкой, и их забрал неизвестный прохожий. Клиент, который не дождался выдачи, потерял 200 000 рублей. Эксперты говорят: история – неоднозначная, банку ничто не мешает "повесить" это дело на прохожего. Экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов – подробнее.

Такое могло случиться абсолютно с каждым: человек подошел к банкомату, вставил карту, запросил 200 000. Тот сначала написал на экране, что "операция выполняется", затем выдал стандартный чек с отказом: "Запрос не может быть выполнен". Банкомат "выплюнул" карту, и клиент посчитал, что можно идти. Однако это был сбой. Сразу после ухода мужчины машина "пришла в себя" и все-таки отсчитала 200 000, выдав пачку купюр в диспенсер. Некий прохожий, которого теперь ищут, взял деньги и мгновенно скрылся. Выданные средства списаны с карты клиента, а банк своей вины не признает и готов отстаивать свою позицию в суде. Комментирует руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов.

КЛИМОВ: Я видел чек, и на нем – две противоречащие друг другу надписи. В верхней части – о том, что операция выполняется, а дальше написано, что запрос не может быть выполнен. Человек, увидев его, соответственно, разворачивается и уходит. Он не имеет понятия, что, оказывается, надо еще было какое-то время подождать. В случае если с вашей карты спишут средства и деньги не будут возвращены в течение суток, обратитесь в банк.

Если все обстоит так, как рассказывал клиент, то шансы вернуть деньги у него есть, говорит эксперт. Однако банк исходит из собственных внутренних правил. Банкомат "завис", потому что потерял связь с процессинговым центром уже после одобрения операции. На время отсутствия связи аппарат выдал чек об отказе, но работу не прекратил, что должно было отобразиться на экране в виде надписи "Операция выполняется". Когда связь восстановилась, он выдал деньги. То есть клиент был обязан удостовериться, что сеанс действительно завершен. А он этого не сделал, поэтому и потерял деньги. Такой официальный ответ нам дали в банке.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ БАНКА: Операция была санкционирована клиентом. Ошибок в информировании клиента не было. По запросу правоохранительных органов банк предоставит всю имеющуюся информацию.

Если в суде выиграет банк, то искать свои деньги клиент должен будет через полицию. По его заявлению следователи должны будут найти того прохожего, который увидел 200 000 в банкомате и забрал их. Под угрозой обвинения в краже у него можно потребовать возврата средств. Получается, что клиент сам забыл свои деньги, но поскольку его можно легко идентифицировать, то средства по закону не считаются "беспризорными", нашедший обязан их вернуть. Аналогично должен поступать гражданин, который из-за ошибки банкомата получил больше, чем запрашивал. Такое тоже нередко случается, и если не вернуть банку "излишек", тот может подать в суд из-за кражи у него денег.

Чтобы не попасть в подобное положение, специалисты советуют при любой нестандартной ситуации сразу звонить в банк. Пускай оператор на линии сам примет решение – отойти вам от банкомата, еще подождать или сделать что-то другое. Если все будет сделано по инструкции, а деньги все равно потом исчезнут, то клиента не смогут сделать крайним, рассуждает гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский.

РАЕВСКИЙ: Конечно, лучше подождать пару лишних минут. Но вообще, лучше при любой непонятной ситуации звонить в банк. По крайней мере будет зафиксирован этот звонок. И если в дальнейшем будут разбирательства, то будет проще доказать, что был технический сбой.

Впрочем, из этого правила есть одно неприятное исключение – выдача фальшивых купюр. Доказать по телефону, что банкомат выдал фальшивку, невозможно. Клиенты рассказывают, как уже дома или на улице замечали, что деньги из банкомата оказывались поддельными. То есть люди просто не успевали показать на камеру или как-то иначе запечатлеть, что банкомат выдал им фальшивые купюры. В офисе банка и отделении полиции потом охотно принимали подделку, но, как и гласит закон, настоящие деньги взамен поддельных не выдавали – иначе бы этой лазейкой пользовались настоящие фальшивомометчики.

При этом банкоматы далеко не всегда умеют отличать реальные деньги даже от простеньких фальшивок типа билетов "банка приколов". Недавний случай в Петербурге показал, что можно пополнить аппарат ненастоящими купюрами, если смазать их особым светящимся составом. Банда мошенников таким образом сумела загрузить на карты 5 000 000 "прикольных" рублей, а затем снять ту же сумму, но уже настоящими купюрами. Впрочем, в банке, которому принадлежал банкомат, заявили, что ни один клиент из-за этого не пострадал. Билеты "банка приколов" попадали только в отсек приема денег, а обратно из аппарата выходят лишь настоящие рубли, которые загружены туда вручную сотрудниками через специальные кассеты, "заряжаемые" в хранилищах под охраной. И это правило действует во всех банках. Почему тогда снова и снова появляются истории о фальшивках, выданных банкоматом, – большая загадка.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация