Авторские материалы Инструктор должен учить, а не орать
Персоны
Как научить учителя? Профессия мастера обучения вождению появилась в списке государственных стандартов. К тем, кто захочет показать, как управлять машиной, предъявляется длинный список умений и навыков. И подтверждаться они должны специальным дипломом. Более серьезный, судя по документу Минтруда, отбор инструкторов должен достичь главной цели – уменьшить количество погибших на дорогах. Подробнее об этом – обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.
В обучении будущих водителей сложилась ситуация, которая так и напрашивается на эпитет "удивительная". Есть установленный законом стандарт для преподавателей, которые могут показывать картинки из правил дорожного движения в классах, инженеров, которые читают лекции о конструкции автомобилей. А вот тех, кто непосредственно сидит с учениками рядом в машине при их первом выезде на улицу, получается, можно набирать по принципу "водить умеешь? Хочешь учить других?". Никаких прочих критериев нигде прописано не было.
Теперь они появились – как государственный стандарт. Причем, как отмечено в приказе Минтруда, мастер производственного обучения вождению транспортных средств, а именно так называется профессия, должен знать и правила движения, и принципы устройства и работы автомобилей, и как ими управлять. И уметь понятно объяснить это слушателям автошкол.
С последним часто бывает совсем плохо. Вот фрагмент видео одного урока – девушка путает педали. Реакция инструктора близка к истерике.
ИНСТРУКТОР: Да стой! Куда ты едешь? Что ты делаешь? Как мы останавливаемся, расскажи мне!
УЧЕНИЦА: Выжимаем сцепление, нажимаем на педаль тормоза.
ИНСТРУКТОР: Да что ты! А резко на сцепление нельзя нажимать? Почему же?
УЧЕНИЦА: Потому что оно сгорает.
ИНСТРУКТОР: Сгорает, если резко нажать? Ха-ха! Поехали! Мы катимся назад.
Чтобы стать преподавателем вождения, с начала будущего года будет необходимо среднее или высшее образование, а также – специальный профильный диплом. С одной стороны, появилась ясность требований, говорит главный редактор издания "За рулем" Максим Кадаков. С другой, это – далеко не все.
КАДАКОВ: Скажите честно, вы хотели бы оказаться на операционном столе под ножом вчерашнего выпускника медицинского вуза? Это – очевидно, хотя есть требования: обучают профессора, академики и так далее. Второй пример – в Советском Союзе была система выстроена, довольно жесткая, обучения водительскому мастерству. Школы ДОСААФ, некоторые из которых до сих пор живы, и так далее. А людей на дорогах гибло гораздо больше, чем сейчас.
И это уже – обо всем остальном, что должно быть за душой у будущего инструктора вождения. Например, в течение 5 последних лет он не должен быть лишен прав за нарушения. Но формулировка, что общий стаж должен быть не менее 3 лет, по мнению Максима Кадакова, оставляет лазейки неопытным любителям легкого заработка.
КАДАКОВ: 3 года стаж – это же только по бумагам. Вы получили права 3 года назад – то ли ездили на папиной машине, то ли не ездили. И тут у вас через знакомых подвернулась возможность устроиться инструктором.
Преподаватель, как написано в стандарте, должен быть настоящим педагогом. Ему, кстати, в отличие от средней школы, приходится работать со взрослыми людьми. Порой очень взрослыми. Это вроде бы тоже учтено в тексте стандарта – мастер должен знать психологические аспекты обучения вождению и возрастные особенности слушателей.
Вот еще один пример из соцсетей. Инструктор работает с пожилой женщиной. Она никак не может тронуться с места.
ИНСТРУКТОР: Что вы сделали?
УЧЕНИЦА: Выжала сцепление плавно. Жду вот, когда оно сцепится с двигателем.
ИНСТРУКТОР: Дальше. Вы сейчас газуете, да?
УЧЕНИЦА: Нет, я плавно жду, когда нажму на газ.
ИНСТРУКТОР: А чего мы ждем у моря погоды?
УЧЕНИЦА: Нет, когда вот она тронется. Не тронется, а вот этот момент – схватывания.
ИНСТРУКТОР: Ну, давайте. Сколько мы будем ждать – полчаса сидеть, газовать, пока этот момент появится? Что надо сделать, чтобы она начала движение?
УЧЕНИЦА: Включить первую скорость.
ИНСТРУКТОР: Надо же! Ну, давайте – начинаем движение! Во! Под "КамАЗ" влезли бы сейчас – и отмучались бы. Включите поворотник, пропустите машину. Что вы щелкаете – левый-левый, правый-правый? Левый включите. Выезжайте туда.
И на подобную манеру обращения больше всего недовольства у учеников автошкол, которым они делятся в Интернете.
"Дурак не тот, кто не понимает, а тот, кто объяснять не умеет. Какое-то ущербное удовольствие получает инструктор от своей "правильности". В топку таких "педагогов".
"Это, конечно, ужас! Сама сейчас хожу на вождение, когда инструкторы начинают психовать – это вообще вводит в ступор. Они, конечно, такие молодцы – все знают. Но они должны учить, а не орать и показывать свои нервы. Все люди разные. И у многих есть психологический барьер перед машиной".
"Этих инструкторов на бирже труда ждут. Автошколе платят немалые деньги, и дело инструкторов – учить людей вождению, а не насмехаться над ними!"
"Я сам 4 года отработал инструктором. Но я учил! Учил постоянно! Всё время говорил, что и как делать при трогании с места, при езде и при остановке! Причём повторял одно и то же по несколько раз! А этот что делает? Она же ученица! Опыта – ноль, знаний – ноль! Нельзя так себя вести".
По мнению Максима Кадакова, обязательства, пусть даже не прописанные в законе, должны осознавать и инструктор, и ученик.
КАДАКОВ: Человек, который приходит учиться, тем более садится за руль учебного автомобиля, должен осознавать ответственность и вспомнить, что он делал вчера, на предыдущем занятии, чтобы не выводить инструктора из себя. С другой стороны, инструктор тоже должен понимать: не умеешь учить людей – все, это не твое.
Без собеседования с психологом впредь диплом автоинструктора не получить. А без него придется покинуть профессию. И это касается как новых преподавателей, так и тех, кто работает не один год. Как рассказал один из разработчиков стандарта, замдиректора Объединенного научно-методического центра Сергей Беляев, проверка документов ляжет на плечи ГИБДД.
БЕЛЯЕВ: ГИБДД будет проверять как раз наличие диплома о переподготовке мастера производственного обучения вождению. И вот это как раз позволит осуществлять контроль наличия таких обученных мастеров.
Уместен вопрос: а кто будет, собственно, учить мастеров по обучению вождению? Скорее всего, большинство действующих автошкол займутся и этим, судя по словам Сергея Беляева.
БЕЛЯЕВ: Обучающие организации, имеющие лицензии, будут проводить обучение. Они имеют право выдавать соответствующий документ о подготовке, о переподготовке. Но там уже требования к педагогическим кадрам в этой учебной организации будут соответствующие. Так что вот эта цепочка замкнется и будет работать.
И работать она будет непрерывно. Стандарт подразумевает, что инструктору придется каждые 3 года подтверждать свою квалификацию.