Авторские материалы Лондон взял венесуэльское золото в “заложники”
Персоны
Венесуэла не может вернуть свой золотой запас из Лондона. Банк Англии, который хранит его с давних времен, отказывается отдавать 14 тонн драгметалла. Официально ни одна из стран эту тему не комментирует, но западные агентства со ссылкой на собственные источники пишут: Британия требует объяснить, на что Венесуэла потратит деньги от продажи слитков. Эксперты говорят, это очень похоже на политический шантаж. Впрочем, некоторые считают, что золото "застряло" в Британии по объективным причинам. Почему бывает так сложно вернуть золотые резервы из-за границы, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
Венесуэла уже 5 лет в рецессии: страна голодает, на рынке дефицит топлива и медикаментов. Золотые резервы, накопленные за годы дорогой нефти, были почти полностью потрачены. Из 160 тонн осталось всего 14, и они лежат в хранилищах Банка Англии. Исторически слитки покупали в Лондоне, на крупнейшей бирже металлов, там же они и хранились, оттуда же и продавались. Для небольших и небогатых стран это – обычное дело. Физически их золото никогда не поступает в страну и обратно не вывозится. Банк Англии ведет реестр владельцев слитков, он просто меняет в их записях по мере купли-продажи. Доли одних стран, организаций и корпораций растут, других – сокращаются. Это быстро, дешево и привычно, объясняет главный аналитик "Телетрейд групп" Олег Богданов.
БОГДАНОВ: Это обычная практика – хранить в крупных золотых депозитариях. Это и Банк Англии, и швейцарский банк, и ФРС. В американском центробанке многие страны хранят свои реальные физические золотые запасы. Это удобно, практично, клиринговые расчеты осуществляются достаточно быстро.
По неофициальным данным, Венесуэла уже 2 месяца пытается вывезти свои слитки из Британии, но ей их просто не отдают. Можно было продать слитки на бирже или заложить их, но уже поздно – с 1 ноября введены новые санкции против Каракаса, и любые сделки с золотым запасом Вашингтон блокирует. Впрочем, и до введения санкций Венесуэле приходилось очень туго. Покупатели не связывались с ее активами, чтобы лишний раз не раздражать США. Фактически Лондон и Вашингтон захватили чужой золотой запас, что проделывали и раньше. Они заявляют, что вырученные от продажи золота деньги якобы пойдут на борьбу с венесуэльской "оппозицией" или будут просто украдены правительством Мадуро. То есть они как бы и готовы отдать, но не раньше, чем в Каракасе сменится власть на прозападную, рассуждает вице-президент компании "Золотой монетный дом" Алексей Вязовский.
ВЯЗОВСКИЙ: Ничего удивительного, что такие проблемы возникли у Венесуэлы. Она находится в конфликте с Западом, и тот ищет способ – как бы не вернуть это золото под какими-то надуманными предлогами, что, мол, неизвестно, на что будет потрачено. Какое их вообще дело, на что оно будет потрачено? Единственный способ защиты – это поднимать скандал, выносить в публичное поле, что, собственно, Венесуэла и сделала.
Впрочем, у части экспертов есть мнение, что политика тут вообще ни при чем. США и Британия в разное время замораживали выдачу золотого резерва даже своим ближайшим союзникам: Франции, Голландии, Германии. И всякий раз это было связано с технической стороной вопроса. Ни Британия, ни в особенности США не проводят стопроцентный аудит золотых хранилищ. Сколько там на самом деле драгметалла, какого оно качества, какое клеймо на них стоят – эти данные не обновляются десятками лет. Поэтому, когда к ним приходят с требованием срочно выдать несколько тонн, они могут разбираться не один месяц. Плюс есть проблемы с транспортировкой ценного груза – его же нужно страховать на полную стоимость. И как раз венесуэльское золото ни одна крупная компания сейчас страховать не хочет, объясняет Олег Богданов.
БОГДАНОВ: Такого в международной практике и международных финансовых отношениях не может быть. Если страна разместила свои золотые резервы, то она вполне может их оттуда переместить. Проблемы могут возникнуть из-за того, что не готова страна, в которой золото хранится, те же США в ряде случаев, в данный момент переместить такой объем. Перемещение физического золота – это затратная операция, это нужно понимать.
Каковы бы ни были настоящие причины, практически любая страна может оказаться на месте Венесуэлы, говорят эксперты. В теме золотых резервов много странного, что нельзя достоверно изучить и проверить. Например, известно, что президент США Дональд Трамп считает (и это популярная в Америке точка зрения), будто в подвалах Федерального резервного банка Нью-Йорка вообще не осталось настоящего золота. Оно якобы было давно использовано для поддержки курса доллара, а в депозитарии находятся болванки из позолоченного вольфрама. Если это так, то самой обеспеченной золотом валютой автоматически становится евро, а за ним следуют рубль и китайский юань.