Картинка

Авторские материалы Кикшеринг рулит

1 декабря 2018, 00:17

Персоны

Самокаты захватывают мир. Краткосрочная аренда электрического двухколесного транспорта за последний год стала настолько популярной, что меняет облик целых городов. Порой обычным пешеходам не остается места. О моде, толкающей инфраструктуру и деньги, расскажет корреспондент "Вестей FM" Андрей Хохлов.

Несколько дней назад в одной из соцсетей житель Хамовников Роман Челноков опубликовал фотографии странных, с его точки зрения, лежачих полицейских. Все дело в том, что они установлены на тротуаре справа и слева от крыльца обычного дома. Они намного меньше привычных – если поставить ноги на ширине плеч, то такой спокойно между ними поместится. Молодой человек недоумевает: кого они призваны замедлить – велосипедистов тут редко когда встретишь, а женщины с колясками так уж не гоняют. Видимо, он – один из немногих, кто не знаком с кикшерингом – краткосрочной арендой самоката. И не простого, а электрического. Несмотря на наличие двигателя, они легкие, занимают мало места, развивают скорость до 20 – 30 километров в час. Пробки – не помеха, да и крутить педали, как на велосипеде, не надо. Все чаще можно увидеть студента или менеджера в строгом костюме верхом на электрическом самокате.

Изначально идея кикшеринга – облегчить и ускорить путь для пешехода, говорит организатор движения городских самокатов Александр Нилов.

НИЛОВ: Это значит, что человек, который доехал из спального района в центр, выходит около метро, берет самокат и едет 10 минут до работ. Он может припарковать машину за несколько кварталов, взять самокат на ближайшей станции и доехать до офиса. Следующая идея – вы выходите из дома, берете самокат и доезжаете на нем до метро. В центре города берете точно такой же и доезжаете до офиса.

Предприниматели идею восприняли на ура. Сразу появились "единороги" этого бизнеса – компании, цена которых с нуля резко выросла до миллиардов. Они были и раньше, только находились в тени, инвесторов они как-то не привлекали. А с прошлого года инвестиции сюда потекли рекой. Например, американская компания Bird в феврале этого года получила на свое развитие 15 миллионов долларов, в марте – еще 100 миллионов, а в мае – 150 миллионов долларов. Да, возможно, инвестиции могут показаться не такими уж большими, но прибыль может быть в разы выше. В США, например, можно арендовать самокат по цене автомобиля. Это при том, что сама машина стоит в 20 или даже 30 раз дороже. Только за первые полгода кикшерингом от Bird воспользовались более 50 000 человек, а число аренд перевалило за 250 000.

Некоторым американским компаниям стало тесно у себя на родине, и они решили начать работать в Европе. Там пока нет ни одной крупной компании, да и кикшеринга как такового. Этим поспешила воспользоваться компания Lime. Она с июня запустила свой сервис по аренде самокатов в Париже. Там самокаты пока стоят только в отдельных районах, но в будущем американцы хотят подмять под себя и весь город. В Германии тоже планируют ввести что-то подобное местные компании. Предлагают размещать самокаты в тамбуре электричек – каждый может взять и от станции доехать до работы. Но это все пока – на стадии разработки.

За быстрорастущим бизнесом не успевают города. Улицы порой не готовы к наплыву такого количества самокатов. Так, в США появилась проблема захламления самокатами тротуаров. Клиенты за ненадобностью просто кидают их прямо посреди дороги. Власти стали получать многочисленные жалобы от жителей, которые тут и там спотыкались о них, автомобилисты не могли припарковаться. А в октябре в Лос-Анжелесе прокатчики получили групповой иск от горожан. Якобы арендодатели знали, что их самокаты представляют опасность для самих пользователей и прохожих, и ничего с этим не сделали. По данным издания Bloomberg, зафиксированы уже 3 случая гибели после падения, а сотни пешеходов получили травмы. В них порой самокатчики врезаются с огромной скоростью. А в Сан-Франциско и Санта-Монике даже запретили передвигаться на электросамокатах.

В Москве новый тренд пока только начинает свое движение. Отечественные кикшеринговые компании можно пересчитать по пальцам одной руки. В основном они работают в центре города. Взять самокат можно за 5 рублей в минуту. В дальнейшем компании хотят дойти и до спальных районов. Наша столица к этому готова, считает Александр Нилов.

НИЛОВ: У нас концепция развития города – это город для пешеходов в первую очередь. В центре это очень заметно. Самокатчик является пешеходом, поэтому расширение улиц, создание пешеходных зон благотворно влияет на сам процесс катания – это стало удобнее. С точки зрения инфраструктуры все отлично. Даже в спальных районах, куда еще прокат самокатов не дошел, там это тоже будет удобно, потому что наши спальные районы целиком покрыты асфальтом, у нас достаточно много дорожек, поэтому тут тоже никакой проблемы не будет.

Другие эксперты настроены не столь оптимистично. Говорят, нужно будет прокладывать отдельные дорожки, ограждать их от пешеходов высоким бордюром. На больших перекрестках ставить дополнительные светофоры специально для самокатов или перенастроить старые и сделать отдельный сигнал для самокатчиков. Нужно поставить специальные парковки, возможно, еще и многоярусные. Ну и подумать об изменении ПДД: там о самокатах – ни слова.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация