Авторские материалы Вместо лечения – истязания: псевдоклиники становятся концлагерями для клиентов
Персоны
Голод, ледяная вода и побои: в России расплодились клиники шоковой терапии, в которых обещают избавить от алкогольной и наркотической зависимости. Попав туда по воле родственников, пациент может лишиться всех прав и оказаться в самом настоящем рабстве. Однако такие методы некоторые называют наиболее эффективными в избавлении от наркомании, хотя официальная медицина уже бьет тревогу. Ведь в стенах подпольных лечебниц нет врачей. В случае ухудшения состояния пациентов помощь оказать некому, да и сама методика лечения – возмутительна. Яркий пример – смерть известного актера Дмитрия Марьянова. С подробностями – корреспондент "Вестей FM" Александр Санжиев.
Лечебное голодание, профилактический холод и оздоровительные истязания: в саратовском центре “здоровой жизни” применяли шоковую терапию. Местные лекари уверяли: глубокие потрясения должно выбить всю дурь из наркозависимых.
КЛИЕНТ: Меня два раза купали от получаса до часа в холодной воде. Полностью голым.
В лжелечебнице удерживали порядка 40 человек. Туда больных определяли отчаявшиеся родственники. Сотрудники заверяли в выздоровлении и брали за один курс от 50 000 до 70 000 рублей. Однако условия, сравнимые с концлагерем, скрывали. Общаться с близкими разрешено было только по громкой связи телефона, а вот жаловаться – категорически запрещено. За непослушание – битье и ледяные ванные. Однако про подпольную клинику, похожую на тоталитарную секту, узнали правоохранители. На штурм отправились бойцы ФСБ, комментирует сотрудник пресс-службы ведомства Юлия Шалунова.
ШАЛУНОВА: К указанным лицам применялись различные воздействия на психику, унижающие человеческое достоинство. В частности, их лишали пищи, медикаментов и сна.
Подпольную саратовскую больницу правоохранители закрыли, а всех постояльцев освободили. Региональное управление СКР возбудило уголовное дело о незаконном лишении свободы двух и более лиц, комментирует старший помощник руководителя СКР по Саратовской области Надежда Волошина.
ВОЛОШИНА: По данным следствия, в ноябре 2018 года неустановленные лица, действуя группой по предварительному сговору, незаконно лишили свободы несколько человек и удерживали их помимо воли в одном из домов на территории Волжского района города Саратова. Потерпевшие были лишены возможности покинуть данное помещение и не могли общаться с посторонними лицами.
Шоковой терапией вылечить какую-либо зависимость вряд ли удастся, а вот нанести вред – в два счета, утверждает психолог Хельга Александрова.
АЛЕКСАНДРОВА: Ни в коем случае нельзя ни глумиться, ни издеваться. Это действительно усугубляет положение и психические болезни этого человека.
Телеведущая Дана Борисова якобы заверяла: это, пожалуй, единственный способ вернуться к здоровой жизни. И пример – ее собственный. Такое мнение знаменитости приводили некоторые СМИ. Однако радиостанции “Вести FM” она эта опровергла.
БОРИСОВА: При унижении о каком выздоровлении может быть речь? Мучают, скотчем привязывают – я тоже такие ужасы слышала, но, слава Богу, не сталкивалась. Какое у меня может быть отношение? Возмущена, против!
Но для тех, кто твердо верит в исцеление розгами, заведений – хоть отбавляй. Их – десятки по всей стране. Объявления о помощи в избавлении от зависимости висят едва ли не на всех столбах. Деятельность реабилитационных центров зачастую ускользает от контроля надзорных ведомств, так как это не медицинские учреждения и они не должны получать лицензию. Учредителей такого бизнеса лишь в редких случаях привлекают к ответственности – и то если их удается задержать. Но зачастую концов не найти. Ведь многие работают нелегально.
Организатора саратовского притона "оздоровления" по-прежнему разыскивает полиция. Ему может грозить тюрьма – так же, как директору подмосковного реабилитационного центра, в котором перед смертью проходил лечение актер Дмитрий Марьянов. Недавно Оксане Богдановой предъявили обвинение. Подмосковные следователи установили, что она незаконно организовала бизнес по лечению алкогольной и наркотической зависимости. В организации работали сотрудники без медицинского образования, но при этом они делали пациентам инъекции, в том числе и Марьянову, без уточнения противопоказаний к препаратам, а когда пациенту стало плохо, промедлили с вызовом скорой помощи, заявила представитель областного главка Следственного комитета Евгения Кирюшина.
КИРЮШИНА: Несмотря на неоднократные жалобы Марьянова на плохое самочувствие и показания для срочной госпитализации, продолжительное время вызывали скорую, чем лишили его своевременной и квалифицированной помощи.
Эксперты установили, что причиной смерти актера Дмитрия Марьянова стал разрыв стенки вены. Теперь единственной обвиняемой по делу – Оксане Богдановой – придется отвечать за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Сама же она утверждает, что ее центр только занимался реабилитацией больных, а знаменитый пациент умер по вине задержки скорой помощи.
БОГДАНОВА: В этот день была перезагружена скорая Лобни. Сделайте официальный запрос, и пусть вам скорая предоставит фиксированные звонки по этому поводу.
По данным Минздрава Московской области, вызов скорой помощи отменили сами звонившие, уверяла представитель ведомства Надежда Власова.
ВЛАСОВА: Вызов через службу "112" поступил в диспетчерскую службы скорой помощи в 19:03. Повторный звонок – в 19:07 – также через службу "112". Вызов был отменен. Мотивировали тем, что повезут пациента сами.
Есть вероятность того, что сотрудники нелегального реабилитационного центра хотели что-то скрыть и сохранить в тайне адрес лечебницы. Именно поэтому и могли принять решение везти пациента самостоятельно.
Вообще, конспирация – это одна из самых главных заповедей таких центров, говорят эксперт. Практически все подобные учреждения скрываются за высокими заборами в обычных частных домах. У них нет лицензий и юридических адресов. Такое "излечение" – лишь на совести родных наркозависимых. Ведь для нелегальных реабилитологов это – всего лишь бизнес: арендовали коттедж, наняли персонал – и собирай деньги. Поэтому независимые эксперты рекомендуют определять своих близких только в официальные специализированные медицинские учреждения.