Авторские материалы Выкуп купе по правилам и без

10 декабря 2018, 18:01

Персоны

Путешествующие россияне стали гораздо чаще выкупать в вагонах все купе целиком. По правилам РЖД это не запрещено. Более того, пассажиру гарантируют, что в его полностью оплаченное купе никого не подсадят по дороге. Однако в правилах есть нюансы, из-за которых пассажиров лишают такой привилегии и все-таки заставляют пустить к себе соседа. Как работает выкуп купе, разбирался экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.

Один популярный сервис путешествий подсчитал, что в этом году россияне стали гораздо чаще ездить в одиночку. Они просто выкупают целиком купе или СВ и никого постороннего туда не пускают. Вообще, это – стандартная процедура, и она полностью законна. Как правило, полный выкуп мест практикуют люди состоятельные, поскольку приходится оплачивать сразу 4 места в купе или 2 в СВ (хотя там их всего 2, но в сумме это – еще дороже, потому что они идут по тарифу "люкс"). В справочной РЖД нам подтвердили, что такие билеты гарантируют сохранение всех оплаченных мест за одним человеком от начала и до конца поездки. Проводник будет знать, что у пассажира на руках – сразу 2 или 4 именных билета, и он не имеет права кого-то к нему подсаживать: "Если вы не будете сдавать ваши билеты, то в купе вы поедете один. То есть все билеты будут оформлены на один документ, на одного пассажира. Проводник вообще не имеет права подсаживать. Раз вы билеты не сдавали, едете один, но вдруг возникнет такая конфликтная ситуация, то нужно обратиться к начальнику поезда".

Кроме бизнесменов, полностью выкупают купе сейчас практикуют фрилансеры, блогеры и прочие люди "свободных профессий". Они работают даже в дороге, поэтому предпочитают ездить без соседей. Еще одна категория таких пассажиров – это семьи с детьми. И вот с ними, как правило, возникают проблемы. Дело в том, что детские билеты – гораздо дешевле взрослых (обычные – в 2 раза, для детей до 5 лет – в 4 раза). Поэтому часто семьи с одним ребенком последнее место в купе выкупают на имя того же самого ребенка. Получается гораздо дешевле. Правилами РЖД брать больше одного билета на ребенка запрещено. И это – как раз тот случай, когда проводник может подсадить в купе постороннего человека на свободное место. В справочной нам уверенно заявили, что такие конфликты – уже редкость. Несколько билетов на имя одного ребенка больше не продают.

СОТРУДНИК РЖД: У нас вообще нет такой функции – приобретение двух билетов на ребенка. Система вам не позволит это сделать. Выкуп купе идет только на взрослого пассажира – по полной стоимости. В кассе – то же самое.

Проверка этого утверждения на сайте РЖД показала, что запрет, если он и существует, срабатывает не всегда или не сразу. Нам удалось без особых проблем забронировать полное купе (все 4 места) по одному единственному свидетельству о рождении на одного ребенка. Оплачивать билеты не стали, чтобы потом не оформлять возврат со штрафом. Но как минимум один факт установлен – при покупке билета на сайте пассажира о запрете на выкуп купе на ребенка не предупреждают.

В Интернете полно историй о том, как люди, не зная об этом правиле, устраивали в поезде скандал, будучи в полной уверенности, что они выкупили купе по всем правилам, поэтому проводник не имеет права забирать у них место. На самом же деле такие граждане не имеют никаких прав на второе или третье льготное (детское) место, говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Максим Березин.

БЕРЕЗИН: Только взрослый пассажир является стороной договора о перевозке. Согласно Уставу железнодорожного транспорта, ему дается право провезти с собой ребенка. Сколько детей – столько и отдельных мест. Либо, если ребенок в возрасте до 5 лет, его можно провезти бесплатно без предоставления места. На ребенка свободные места не выкупаются, поскольку тогда происходит использование льготы, которая для этого не предназначена.

Некоторые пассажиры поступают еще более хитро и выкупают соседние полки в купе на тех, кто с ними не едет. Обычно на детей друзей, знакомых или родственников. При посадке в поезд проводнику рассказывают, что якобы собирались ехать все вместе, но в последний момент не получилось. Это – еще более вопиющий сценарий, потому что люди фактически присваивают себе чужую льготу, тем самым лишая других пассажиров мест, а железную дорогу – выручки, продолжает Максим Березин.

БЕРЕЗИН: Если смотреть пункт 13 Устава железнодорожного транспорта, то, я полагаю, под ребенком там подразумевается родной ребенок. В данной же ситуации провозится малолетний гражданин, который не является ребенком пассажира. Я полагаю, что это – прямое нарушение закона, а не просто злоупотребление им.

Однако факт нарушения, как ни странно, вовсе не означает, что незаконно купленные места можно легко забрать и подсадить на них кого-то другого. Если четвертый пассажир (кстати, не обязательно ребенок, ведь есть льготные билеты и для пенсионеров, студентов) не явился, его полку все равно не могут занять. По правилам перевозки человек, оплативший билет, имеет право сесть на свое место в любой точке маршрута. И поскольку есть вероятность того, что этот льготник, на которого оформили билет, еще может подсесть на какой-нибудь станции, то проводник просто не может забрать его место. И это порождает странную коллизию.

Выкупать купе по чужой льготе действительно запрещено. Однако можно не сообщать проводнику, что это сделали вы. А значит – купе все равно остается полностью за вами, и это выходит дешевле, чем выкуп по всем правилам по максимальному тарифу. Другой вопрос – стоит ли так делать. Нет гарантий того, что проводник не захочет отдать это место другому пассажиру. Конечно, это тоже незаконно, но если поднять шум, то место точно заберут, ведь прав на эту полку у пассажира никаких, хотя он сам за нее заплатил.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация