Картинка

Авторские материалы Фрида Кало и Диего Риверо: две вселенные – в Манеже

25 декабря 2018, 11:04

Персоны

Выставка "Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Риверо" открылась в столичном Манеже. Непримиримые соратники, экстравагантные супруги – они совершили арт-революцию во всем мире. Картины Диего Риверо уже были показаны в Москве. Творения Фриды – впервые в столице. Она рисовала собственную страсть и собственную боль. С помощью кистей и красок она боролась и выживала. Цветная реальность полотен Фриды отчаянно спорит с обыденной серостью. Выставку посетила корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.

Направо пойдешь – Диего найдешь, налево пойдешь – познакомишься с Фридой. Пространство выставки условно поделено на две части. В каждой из них – его и ее вселенная: факты из биографии, фотоснимки и, конечно, картины. А в центре – двойной автопортрет супругов, написанный художницей на 15-ю годовщину свадьбы. Так они и жили: иногда врозь и навсегда вместе. Рассказывает куратор выставки Катарина Лопаткина.

ЛОПАТКИНА: Здесь две художественные судьбы, которые случились во времени и пространстве. У них были, конечно, совершенно невероятные, космические отношения как у партнеров. Сложно вообразить такой накал страстей, и при этом – нахождение в собственном уме. Творчески они совершенно в разных мирах пребывали. И от этого – еще интереснее, потому что эти разные миры существовали в одном доме – у них была студия в Сан-Анхеле. То есть они были очень близко, но при этом бесконечно далеко. И это история и про их любовь, и про их творчество.

В 14 лет Фрида впервые оказалась в мастерской любимца Мексики – Риверы. Уже тогда она шепталась с подружками, что этот гениальный великан ей снится по ночам. И что теперь она не знает, за кого выходить замуж, потому что никто не сравниться с Диего ни в обаянии, ни в таланте. На время Ривера стал Пигмалионом для юной художницы. Он «разрешил» ей стать свободной от условностей. Остальное – сделал ее собственный талант и… авария, в которую Фирда Кало попала в 17 лет. Всю жизнь она будет бороться с последствием страшной травмы и выплескивать свою боль в картинах. Она станет символом гранитной воли и примером служения возлюбленному. Говорит организатор выставки, директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.

ВОРОНЧЕНКО: Фрида остается самым мощным флагом и самой мощной иконой для понятия эмансипации женщин. Не думаю, что в ближайшем будущем появится такая же личность – с такой силой характера, с таким воздействием на умы всего мира, как Фрида. А Диего – это величайший художник, это ее муж, ее любовь, вся ее жизнь прошла в отрицании и любви к этому человеку. Все ее мировоззрение возникло благодаря общению с ним и любви к нему.

Они признавали талант друг друга, но палитры их красок были различны. Там, где у Диего сочится радостный алый, у Фриды разлит кровавый трагический. Там, где у него плотно наложен оранжевый, у нее – едва различимо мерцает лунный. Ривера писал портреты, пейзажи, обнаженных натурщиц. Кало рисовала жизнь, смерть, любовь, одиночество, себя и Диего. Его холсты впечатляют масштабами, ее же – довольно компактны. Размер одной из самых больших картин Фриды "Раненый стол" – 1,2 на 2,5 метра. В 1945 году художница подарила ее Советскому Союзу. А дальше произошел детектив, продолжает Катарина Лопаткина.

ЛОПАТКИНА: Работа Фриды долгое время лежала, ее подробно обсуждали культурные функционеры. Когда Диего после смерти Фриды обратился с просьбой показать работу на выставке в Польше, эту работу в Польшу отправили. С тех пор ее никто не видел. Мы поместим фотографию размер в размер, чтобы можно было представить, какое это было масштабное полотно. Очень красивая работа. Я действительно надеюсь, что есть возможность у моих коллег-музейщиков заглянуть поглубже в свои хранения. Это, может быть, было передано куда-то без документов: что-то от мексиканских коммунистов.

Пропавшее полотно – очередная метафора в цвете: стол в кровавых ранах на человеческих ногах, за которым сидит Фрида в окружении скелета и длиннорукого великана. Искусствоведы допускают, что шедевр культовой художницы стоимостью около 20 миллионов долларов более полувека пылится в запасниках провинциальных галерей.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация