Авторские материалы "Матросская тишина" вернулась в "Табакерку"
Персоны
Знаменитый худрук взялся за старое: Владимир Машков и Александр Марин восстановили легендарную постановку "Матросская тишина" на сцене театра Олега Табакова. 30 лет назад мастер впервые поставил пьесу Александра Галича со своими студентами. Машкову было чуть за 20, когда он виртуозно исполнил роль старика Абрама Шварца, которую играл до конца 90-х. Спектакль то исчезал, то появлялась в репертуаре "Табакерки". И вот, находясь в роли худрука, Владимир Машков вернулся к любимому образу. На генеральном прогоне побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
Тоненький, вихрастый мальчик водрузил на плечо миниатюрную скрипку. Он шмыгает носом, он рвется во двор: лупить по мячу, дразнить девчонок, гоняться за кошками. Но ему велено играть гаммы и учить ноты. Сбежать не получится – рядом сидит отец – Абрам Шварц. Небритый, морщинистый, в засаленном пиджаке – он кажется злодеем и жуликом: проворачивает темные дела, муштрует ребенка. Но вдруг выясняется, что этот "бесчувственный Карабас" до слез обожает почтовые открытки – у него их целый альбом. И что живет он "с хлеба на воду" ради будущего родного сына. Рассказывает исполнитель роли Абрама Шварца Владимир Машков.
МАШКОВ: Тема любви и прощения, вообще – история блудного сына мучает людей с момента осознания, что они люди, и будет мучить всегда. Это будет всегда самая большая битва поколений и будет всегда самое большое открытие, что есть люди, которые любят нас ни за что. И их любовь – это внимание. Нам хотелось бы рассказать о светлой части, о непобедимости человеческого духа.
Мальчик взрослеет и крепнет, вырывается из душного захолустья. В далеком Тульчине останется первая скрипка, детские слезы и папа с его вздорным характером. Теперь Давид Шварц – студент консерватории, признанный молодой талант. В него влюбляются девушки, уважают друзья, ценит партийное руководство. И все же что-то не сходится в идеальном образе будущей знаменитости. Объясняет исполнитель роли Давида Владислав Миллер.
МИЛЛЕР: Он, безусловно, гений, который понимает, что он – гений, и хочет выбиться в люди. Он всю жизнь до поступления в консерваторию хотел выбраться из этого города – из Тульчина, – покинуть всех. И вот он вырвался, но вмешался отец. И он – не понимая того – очень оскорбил его, обидел – ввиду возраста, наверное.
Дальше будет война. Лаконичные декорации, словно "на лету", перестроятся под каждый период жизни героев: детство в Тульчине , московская юность, сумрак потерь… Кроме драмы конкретных людей, в спектакле прозвучит живой отголосок трагедии целого народа. Говорит исполнительница роли Розы Гуревич Яна Сексте.
СЕКСТЕ: Сейчас, 27-го числа, весь мир будет вспоминать – день памяти жертв Холокоста. Сейчас модно хештеги придумывать. И вот идет хештег #weremember – мы помним. Я думаю, что помнить надо не только 27-го числа, но и 28-го, и 26-го, и каждый день. Эта тема, у которой нет срока давности. Это тема, которая не может потерять актуальности никогда. Поэтому этот спектакль должен быть. Это счастье, что он возвращается к нам.
"Матросскую тишину" пытались выпустить еще в конце 50-х в новорожденном театре "Современник". Тогда постановку закрыли накануне премьеры. Спустя 30 лет Олег Табаков дал жизнь пьесе Галича в своем театральном подвале. И вот теперь она вернулась на новую сцену театра – на Сухаревской.