Авторские материалы Непогода или экономия? Почему по всей стране задерживают или отменяют рейсы

4 февраля 2019, 17:14

Персоны

Непогода во многих городах России ломает график работы транспорта. В аэропортах столичного авиаузла продолжаются задержки и отмены рейсов. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артёмова.

Сегодня, судя по онлайн-табло московских аэропортов, с 6 утра до 6 вечера сбои в расписании коснулись почти двух десятков рейсов. А за минувшее воскресенье в московском авиаузле были задержаны 34 рейса и 15 отменены. Рекордом же сезона смело можно называть последние выходные января: за 2 дня – 26 и 27 – были отменены и задержаны 300 вылетов из столицы.

Если списывать задержки на метеоусловия, то холодный фронт сейчас располагается к востоку от Волги. Из отмененных туда значился лишь один рейс – в Ижевск. Там – минус 24, без осадков: лететь можно.

Невезучими оказались пассажиры до Белгорода: ни из Внукова, ни в Шереметьева их утренние рейсы не вылетели. Смотрим погоду. В 10 утра в районе белгородского аэропорта было +1, юго-восточный ветер – 5 метров в секунду, небольшой дождь, пасмурно. Погода – вполне летная.

А вот в Томске, например, рано утром было -42. Но это не помешало вовремя прилететь туда 3 рейсам из Москвы. И так же, по расписанию, они улетели обратно в столицу. Впрочем, и там не обошлось без отмены. Не выполнен полет в Екатеринбург. Мы обратились в справочную томского аэропорта.

СОТРУДНИК: Аэропорт, справочная. Здравствуйте!

КОРР.: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а почему у вас был сегодня отменен рейс на Екатеринбург?

СОТРУДНИК: Он не прилетел и не улетел, не было вылета из Екатеринбурга.

КОРР.: А пассажиров там было нормальное количество?

СОТРУДНИК: Не могу сказать, у меня нет такой информации.

КОРР.: А вот в Москву же рейсы ушли все вовремя?

СОТРУДНИК: Все по расписанию. Всего доброго!

Рейс Томск – Екатеринбург называется региональным. И пассажиров на него вполне могло не набраться. Перевозчик просто не стал гонять туда-сюда пустую машину.

Или еще пример. Вернее, догадка. Отменен рейс Москва – Самара. Цена билета в одну сторону – 2500 рублей. На таких маршрутах задействуют обычно Boeing-737, салон на 150 кресел. Продав 130 мест, компания получит 325 000 рублей. Это – оплата услуг аэропорта, топлива, навигации и зарплата экипажа. Более-менее. Но если продано, условно, 40 билетов, то заработанных 100 000 вряд ли хватит на все. Потому рейс отменяется. Кто-то из пассажиров заберет деньги и поедет на поезде. Кто-то подождет и улетит завтра.

А если направление из Москвы насыщенно рейсами, то борт с малой загрузкой тоже нет резона отправлять. Рейс же не отменяют, а задерживают, стыкуя со следующим. В теории – есть экономия, полагает руководитель портала "Авиапорт.Ру" Олег Пантелеев.

ПАНТЕЛЕЕВ: Простая арифметика показывает, что если у вас – 2 рейса, на каждый продано по половине салона, вы объединяете, увеличиваете загрузку, соответственно, выручка у вас не меняется, но – один рейс. Отсюда – меньше расходов на топливо, аэропортовое обслуживание и так далее. Поэтому если мы говорим, существует ли вообще экономический смысл в объединении рейсов или в отмене рейсов при низкой продаже – да, безусловно, он существует.

Но смысл этот срабатывает, если при задержке рейса расходы на воду, горячее питание, а то и гостиницы для ожидающих вылета оказываются все же меньшими, чем полет полупустой машины. Именно потому практика отмен и задержек по экономическим причинам в период низкого спроса на перевозки не поражает все авиакомпании перевозчиков массово. Они тщательно считают до рубля. Сдвижка расписания происходит порой из-за так называемого динамического резервирования. Компания здесь тоже ищет выгоду – но уже вынужденно, рассказывает редактор издания "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

СИНИЦКИЙ: По расписанию самолет прилетает – должен куда-то улететь. И вот тот, который прилетел у вас, у него отказ, с которым он лететь не может. И тогда тот рейс, который должен был улететь следующим, вы его направляете туда, куда тот должен был лететь, и вы как бы сдвигаете, цепочка у вас получается. Но эту цепочку надо остановить. Вариант остановки: пока самолет тот у вас ремонтируется, вы 2 рейса объединили в один – там, где у вас есть возможность такая, и дефицит самолетов вы таким образом покрыли.

А вот у массового сбоя вылетов – прежде всего из Шереметьева – в конце января есть совершенно точная причина: мощнейший снегопад, говорит Олег Пантелеев.

ПАНТЕЛЕЕВ: В условиях снегопада в каждый какой-то промежуток времени одну из 2 полос нужно закрывать, чтобы провести очистку от снега и льда. Соответственно, количество взлетно-посадочных операций за сутки, мягко говоря, корректируется. И если полетная программа авиакомпании в оставшиеся взлетно-посадочные операции не умещается, то это значит все равно, как ни крути, чем-то придется пожертвовать. Лучше заранее определиться, чем вы жертвуете, какие рейсы объединяете, какие – переносите, чтобы не накапливать пассажиров в аэропорту.

Ежедневно из Москвы вылетают сотни рейсов. Не обходится, увы, и без отмен и задержек. По метеорологическим, техническим и порой экономическим причинам. Какие из этих факторов были самыми частыми за последние 10 дней, намерена выяснить и Московская межрегиональная транспортная прокуратура. Результаты проверки перевозчиков и аэропортов станут известны в конце февраля.

Транспортные проблемы возникают в эти дни не только в воздухе. В Брянске из-за обледенения контактной сети в выходные дни не работал городской троллейбус. А жители Сибири, где температура опускается ниже -40, решили прийти на выручку друг другу. В Ханты-Мансийске, Сургуте и Мегионе водители личных машин часто предлагают людям с автобусных остановок добраться домой или по делам. На одном из городских порталов Томска волонтеры обращаются ко всем водителям: "Пожилые люди, мамы с детьми стоят на морозе в -30. Если вы едете на работу или по делам и никуда не торопитесь, остановитесь! Спросите, куда им нужно, и, если вам по пути и не составит труда, подвезите их бесплатно!". К акции #Подвезипешехода уже присоединились десятки людей.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация