Авторские материалы Отмена пастеризации: быть или не быть российскому пармезану?
Персоны
Минсельхозу предложили снять запрет на производство сыров из непастеризованного молока. По этой технологии работают многие западные производители. Например, так изготавливают элитные твердые сорта сыра в Италии и Швейцарии. В России еще с советских времен все молоко без исключения пастеризуют – таковы санитарные требования. В итоге невозможно конкурировать с заграничными марками. Однако ветеринары говорят, что отказ от пастеризации – опасен. Сырое молоко может быть убийственным для здоровья человека. В чем опасность таких сыров, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
Производители сыра просят снять запрет на использование сырого молока. Они указывают на то, что нормы безопасности были написаны еще в советское время, и они морально старели. Например, в российских магазинах сегодня вполне легально продаются элитные марки швейцарских сыров, для которых молоко не пастеризуют, но изготавливать аналоги по той же технологии у нас нельзя. В итоге российский пармезан получается со вкусом и запахом, далекими от оригинала. Если же запрет снимут, то молочники обещают показать, что они умеют делать не хуже, чем на Западе. Логика в этом есть, говорит директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. В СССР, а затем и в России, обрабатывали все молоко подряд – просто для того, чтобы не разводить антисанитарию.
МИЩЕНКО: В Советском Союзе подходили унифицировано к производству. Представьте, одно дело где-нибудь в Подмосковье, а другое – в центральном Казахстане, 50-е годы. Культура сбора молока, его перевозки, хранения в корне отличалась в этих местах. И, чтобы не создавать проблем, государство прямо запретило использовать технологии на основе непастеризованного молока.
Сегодня времена не те, и производители сами не заинтересованы в том, чтобы их продукцией травились люди. Сыры низкого качества просто не будут покупать. На этом принципе построена вся сыродельная отрасль в Европе, и там привыкли полагаться на совесть фермеров.
Однако медики и ветеринары выступают резко против отмены пастеризации. В Европе, а также в США, бывали случаи, когда употребление сырого молока вызывало тяжелые болезни и даже приводило к гибели людей. В необработанном виде оно может содержать целый букет зараз, включая туберкулезную палочку. Разрешая продавать необработанное молоко, даже с оговоркой, что оно – только для сыроделов, мы фактически теряем контроль над безопасностью всей молочной продукции, предупреждает химик-технолог Сергей Белков.
БЕЛКОВ: На мой взгляд, разрешать употреблять непастеризованное молоко в пищу – это полнейшая глупость. Непастеризованное молоко от природы несет риски. Как за коровами ни следите, как за фермой ни смотри – достаточна велика вероятность того, что в молоко попадет какая-нибудь вредная штука, которая не просто заставит вас в туалет сходить пару дней, но и может довести до гибели, особенно если речь о детях.
Пармезан и другие твердые сыры проходят слабую термообработку при температуре ниже 40 градусов, поэтому могут накапливать в себе – и часто накапливают – вредные бактерии. Однако сыроделы настаивают, что за пару месяцев созревания, пока продукт доходит до кондиции, полезные микроорганизмы перерабатывают все вредные культуры, и заразы там не остается. На эту тему есть отдельные научные исследования, которые, собственно, и объясняют, почему у любителей пармезана не бывает проблем со здоровьем.
Впрочем, остается еще один важный аспект – цена. Производство из непастеризованного молока очень затратное, потому что требует особого отбора. А потому снятие запретов сделает российский пармезан не только лучше, но и дороже, говорит Михаил Мищенко.
МИЩЕНКО: Скорее всего, требования к производителю сыра будут такими: у него должно быт собственное стадо, которое должно будет производить молоко определенного качества. Когда речь идет о производстве сыра из непастеризованного молока, то оно априори должно быть лучшим. Следовательно, если нововведение и повлияет на цену, то в ближайшей перспективе – в сторону повышения.
В любом случае пока рано говорить о том, отменят запрет или нет. Профильные ведомства еще не озвучили свою позицию, а эксперты, близкие к ним, в целом скептично отнеслись к идее. Они считают, что возможен даже обратный эффект – усиление борьбы с подпольными сыроделами. В последние годы в России появилось множество компаний, которые продают самодельные твердые сыры, созданные якобы по европейским технологиям. Но раз они заявляют об этом открыто, то возможны только 3 варианта: либо они нарушают требование о пастеризации, либо продают контрабандный продукт, ввезенный из-за границы и переупакованный здесь, либо попросту обманывают покупателей.