Авторские материалы Сергей Юрский: не просто актёр, но явление
На 84-м году ушел из жизни выдающийся артист театра и кино Сергей Юрский. О его лучших ролях и биографии рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Один из лучших артистов на протяжении доброго полувека, потомственный интеллигент Сергей Юрский вошел в кино и театр сразу с несколькими знаковыми ролями. На сцене БДТ, в труппу которого его пригласили сразу после института, сыграл Чацкого в знаменитом "Горе от ума" Товстоногова, сразу став звездой легендарного театра. На экране сыграл чудака-дикаря в тут же запрещенной саркастической комедии Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда". Как двое этих персонажей, Юрский был открыт, честен, бескомпромиссен, он всегда говорил, что думает, и держался отчетливой позиции – порядочность, защита прав человека, достоинство всегда были основами его личности, и он был бесспорным моральным авторитетом, при этом никогда не становился участником общественной или политической жизни. Юрский был верен театру, кино и литературе.
В кино – директор Викниксор в "Республике ШКИД": думается, многие бы мечтали в школе о таком директоре. И идеалист-романтик, строитель коммунизма Маргулиес в фильме "Время, вперед!" Михаила Швейцера, у которого Юрский сыграл еще как минимум две знаковые роли: импровизатора в "Маленьких трагедиях" и Остапа Бендера в бурлескном "Золотом теленке", лучшего из всех экранных воплощений великого комбинатора. Но Юрский – и безупречный интеллигент Груздев в культовом детективе "Место встречи изменить нельзя". И, конечно же, голос Пушкина в трилогии мультфильмов, сделанных Андреем Хржановским по его рисункам и поэзии, и отец Бродского в фантастически-биографической картине того же режиссера "Полторы комнаты". А на сцене он – Тузенбах и Фердыщенко, Эзоп и Генрих IV, хлестаковский слуга Осип и прожектер Фарятьев. Наконец, булгаковский "Мольер", им же самим и поставленный, и диктатор Иосиф Сталин.
Юрский – и писатель, драматург под псевдонимом Игорь Вацетис: его, то есть, свою последнюю премьеру "Reception" сыграл меньше года назад в театре Моссовета. И замечательный прозаик, автор нескольких книг. И кинорежиссер, хоть и единственного, но оригинального фильма "Чернов/Чернов", картины о реальности и мечтах, награжденного в 1990 году в Карловых Варах. Одновременно наивный и мудрый, открытый и загадочный, разнообразный и верный себе, Сергей Юрский, бесспорно, был одним из краеугольных камней русской культуры. Не просто актер, а нечто много большее: явление. А вместе с тем – просто человек, лишенный пафоса и самовлюбленности, бесконечно преданный своей профессии и главной любви – русской литературе, особенно поэзии: Юрский был одним из лучших ее чтецов на протяжении многих десятилетий. Уникум, фигура непредставимого сегодня масштаба. Без него мир русской культуры навсегда станет другим.