Авторские материалы Недоучка за штурвалом: оперативники накрыли "левый" авиацентр
Персоны
Полиция разыскивает пилотов с поддельными правами. На днях оперативники накрыли подпольную сеть учебных центров, где торговали фальшивыми сертификатами лётчиков. Мошенники через Интернет продавали лётные свидетельство без обучения и обязательных в таких случаях полётов. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов представит детали.
ЗАДЕРЖАННЫЙ: Тут – доллары, тут – евро. Считаем что, доллары, или евро первыми пишите?
ОПЕРАТИВНИК: Доллары считайте.
Мужчина в майке с надписью "Если что, заходи", достаёт из конвертов пачки долларов и евро и раскладывает их по кучкам. На оперативное видео – самый разгар спецоперации МВД по поимке торговцев поддельными лётными правами. "Чёрную бухгалтерию", рубли, валюту нашли в квартире одного из мошенников при обыске.
Поддельные сертификаты пилота продавали организаторы мнимого учебного авиацентра из Подмосковья. Купить лицензию на право управлять самолётом можно через Интернет без какого-либо обучения. Требовалось лишь сдать онлайн-экзамен и перевести крупную сумму, после чего потенциальный пилот получал заветную "корочку".
По неофициальной информации, за "корочку" лётчика с липовыми печатями они просили около 100 тысяч рублей. Для сравнения, официальные авиакурсы стоят от 700 тысяч, в которые входят десятки часов налёта. Мошенники заработали больше 10 миллионов рублей, сообщила представитель МВД Ирина Волк. Сейчас следователи выясняют, сколько поддельных удостоверений пилота разошлось по рукам.
ВОЛК: Злоумышленники действовали под видом авиационных учебных центров. Они вводили граждан в заблуждение посредством сети Интернет, рассылая информацию о возможности сдачи экспресс-экзаменов и получения необходимых документов за денежное вознаграждение без обязательного обучения.
"Левый" авиацентр продавал поддельные сертификаты пилота-любителя, полагает главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. Этот криминальный бизнес похож на продажу "левых" удостоверений силовых структур – ими можно пугать обывателей, но при первой серьёзной проверке человеку с такими "корочками" грозит тюремный срок.
В авиакомпанию с такими правами не устроиться: Росавиация делает запрос в тот учебный центр, где лётчик проходил стажировку. При любом несоответствии лицензию пилота сразу аннулируют, и такой человек никогда больше не сядет за штурвал лайнера. Другое дело – частная авиация, отмечает Роман Гусаров: на личных самолётах и так нередко летают без прав. Состоятельные граждане покупают летающую игрушку, берут несколько уроков пилотирования и потом сами поднимаются в небо.
ГУСАРОВ: Если это документы пилота-любителя, то по большому счёту их наличие или отсутствие не помешает желающему сесть в кабину самолётика или вертолёт и попытаться полететь. Нередки случаи, когда пилоты летают на своих личных маленьких самолётах, не имея вообще свидетельств, – в момент вылета и прилёта у него никто документы не проверяет.
Большинство авиакатастроф в России приходится на небольшие самолёты или вертолёты. При этом наказание для лётчиков-недоучек очень мягкое. Несколько лет назад под Воронежем пилот без документов катал пассажиров на вертолёте и врезался в линию электропередач. Четверо получили тяжёлые травмы, а пилот получил всего 1,5 года ограничения свободы, то есть жил дома и просто не выходил в определённые часы на улицу.
Самая громкая авиакатастрофа по вине пилота с поддельными документами случилась 2010 году. Тогда в Домодедове разбился ТУ-154, которым управлял лётчик с фальшивой, как выяснилось позже, лицензией. После инцидента Росавиация проверила подлинность лицензий и сертификатов пилотов гражданской авиации, более 400 пилотов были уволены из-за поддельных справок.