Интервью ЦДХ: история и дальнейшая судьба
Персоны
Что сейчас происходит с Центральным домом художника? Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с бывшим директором ЦДХ Василием Бычковым в эфире радио "Вести ФМ".
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И Василий Бычков – директор Центрального дома художника – не раз был гостем в этой студии. Мы говорили о разных событиях – о книжной ярмарке, об антикварной ярмарке, о том, о сём, о пятом и десятом. А сейчас, наверное, нужно поговорить вообще о судьбе Центрального дома художника. И я приветствую в этой студии Василия Бычкова. Добрый день, Василий.
БЫЧКОВ: Добрый день, добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Не так давно в этой студии я беседовал с Ириной Богушевской, и она говорила о том, что собственно площадка ЦДХ – это была едва ли не единственная, или, если говорить, может быть, самая большая независимая площадка Москвы, где могли выступать вот такие, как она, выдающие и замечательные исполнители. И все время она сетовала по поводу того, что эта площадка вот-вот перестанет существовать, но, может быть, что-то изменится. И когда ты заходишь на сайт ЦДХ или когда сталкиваешься с теми или другими анонсами концертов, которые проходят у вас, то ты читаешь там: последний концерт в ЦДХ, последний концерт там Федорова, последний концерт такого-то, последний концерт такого-то. Что происходит с Центральным домом художника, которому, одновременно можно узнать, что в этом году 40 лет.
БЫЧКОВ: Да, 40 лет. В 1979 году открылся Центральный дом художника в преддверии Олимпиады. Вернее, это одна треть здания на Крымском валу, две трети занимала все эти годы Новая Третьяковка, которая открылась чуть позже, по-моему, в 1986 году. То есть ЦДХ прекращает свою 40-летнюю историю, и здесь расположатся залы Государственной Третьяковской галереи. Третий этаж, насколько я понимаю, отходит в безвозмездное пользование Союзу художников России, третий этаж Центрального дома художника. Вот ЦДХ закрывается. К сожалению, вот эта программа больших проектов, а их мы проводили 25-30 в году, 250, примерно 250 групповых и персональных выставок художников, 190 концертов в течение года. Ну и 65 наших арендаторов, в основном это художественные галереи классического искусства и антиквариата, и современного искусства, сервисные организации.
ЗАСЛАВСКИЙ: Для художников.
БЫЧКОВ: Для художников. Там магазины художественных материалов, там багетные мастерские. Все это важные вещи для художественного процесса, да, все они уходят из ЦДХ.
ЗАСЛАВСКИЙ: В этой ситуации мы в принципе все что-то слышали, каким-то образом обсуждали, а вы все это время никаких ни заявлений, ни попыток там: "подпишите петицию в защиту ЦДХ", там что-то такое еще. вы к этому относились как к чему – как к неизбежности или как: ну, вот хорошо, закончился такой этап, я начну что-то новое?
БЫЧКОВ: Наверное, скорее второе. И то, и другое, в общем, неизбежность. Потому что решение об объединении этих двух частей зданий под брендом Третьяковской галереи было принято на самом высоком уровне, и, наверное, оно логичное. Вот 50 лет назад, считайте, было принято решение о том, что будет строиться не два здания, как первоначально планировалось – одно здание для Союза художников, другое для Третьяковки. А Хрущев, который, как мы все знаем, специфическим образом относился к художественной братии, значит, велел засунуть всех в одно здание. И это было такое вот роковое решение, которое, собственно говоря, и аукнулось вот этими драматическими событиями, которые проходят сейчас. Но, наверное, в таком глобальном смысле это логичное решение, и более того, скажу, где-то я говорил уже, что если бы я был директором Третьяковской галереи, я бы ставил вопрос таким же образом. Потому что создание на этом месте, ну дай бог, там после реконструкции, которая, дай бог, состоится, такого супер-музея ХХI века – это красивая и правильная идея.
Слушайте в аудиофайле
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью