Авторские материалы «Беленькая» из Поднебесной: как китайская водка стала самым дорогим алкогольным брендом в мире
Персоны
Водка с ароматом керосина бьет рекорды иностранных инвестиций в Китае. Производитель крепкого вина – компания «Маотай» – уже стал самым дорогим алкогольным брендом в мире. Только за прошлый год прибыль компании превысила 5 миллиардов долларов. Ее акциями торгуют на биржах, а спрос на рынке алкогольной продукции превышает предложение. В чем секрет экономического успеха бренда и почему «беленькую» из Поднебесной называют «водкой дипломатов», расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Мария Скородилко.
Ее пили мировые лидеры: Мао Цзэдун, Ричард Никсон, Генри Киссинджер, и даже Владимир Путин похвалил. Элитная китайская водка «Маотай» признана самым дорогим в мире брендом среди спиртных напитков. Алкоголь из Поднебесной отличается специфическим запахом. Ее делают из пшеницы и сорго. Именно поэтому туристы со всего мира успели прозвать китайскую водку «керосиновой». Дегустируют напиток в прямых эфирах социальных сетей.
БЛОГЕР: Запах как-то отштыривает. Да? Короче, я поняла, нам ее хватит надолго. Мы будем ее нюхать... Я тебе больше скажу: это – элитный ёрш.
Производством продукта занимается компания «Маотай». Годовой капитал флагмана ликероводочной промышленности Китая превысил доходы всех европейских конкурентов. По объему иностранных инвестиций на рынке компания обогнала его лидера – корпорацию Alibaba. Прежде основные продажи этой водки приходились на поставки горячительного на госбанкеты и бизнес-мероприятия. Именно поэтому в узких кругах китайской элиты «Маотай» начали называть «водкой для дипломатов», рассказывает руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
МАСЛОВ: Правильно называется «моу-тхай» и действительно относится к категории водок. Во время гражданской войны в Китае, в 30-х годах, а потом после революции 1949 года водка «Маотай», которая тогда, кстати, не была особо престижной, стала основной водкой настоящих коммунистов и вообще красной армии. Постепенно она стала водкой для приема гостей. Впервые Мао Цзэдун предложил употреблять эту водку при приеме иностранных дипломатов.
Китай экспортирует свою продукцию более чем в 100 стран мира. До России китайская «крепкая» пока не дошла. Обещали, что поставки элитного «Маотая» на отечественный рынок начнутся еще 2 года назад, однако вкус настолько специфичен, что на тестовых поставках водки с запахом «керосина» так и остановились, говорит востоковед Алексей Маслов.
МАСЛОВ: У нее есть особенности – неприятный запах, который не всегда переносится россиянами. Мы привыкли, что водка не должна ничем пахнуть, кроме спирта, поэтому эта водка многих отталкивает. У нас – несколько другая традиция, пока мы не понимаем, в чем суть этого чудесного напитка.
Самые дорогие версии напитка имеют 80-летнюю выдержку и продаются по цене в несколько сотен долларов за бутылку. Самая дешевая стоит от 145 евро, максимальная же цена продолжает бить рекорды. В прошлом году неизвестным британским инвестором на аукционе были выкуплены около 100 бутылок «крепкой» из Китая. Покупка обошлась бизнесмену в миллион евро. То ли ещё будет, уверяют китайские экономисты. И, может быть, они лукавят, объясняет руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
ДРОБИЗ: На самом деле это – не более чем китайский «водочный пузырь». Это водка, которую никто, никогда и нигде, кроме самих китайцев, пить не будет. Да, некоторые экспортные партии идут по миру, но пьют ее только диаспоры. Хотя с акциями – это чистой воды спекуляция – играть, конечно, будут.
Кроме того, всего пару лет назад репутация компании «Маотай» была подпорчена из-за большого количества подделок на рынке китайского алкоголя. Ситуацию усугубляли и частые упоминания бренда во время коррупционных скандалов. Свою роль сыграла и борьба китайской компартии с несдержанным образом жизни местных чиновников. Везде так или иначе фигурировал элитный национальный алкоголь.
Дороговизна китайского бренда объясняется тоже прозаично. Дело в том, что «Маотай» – водка «госзначения», и раньше она появлялась исключительно на столах государственного уровня. С появлением массового производства она стала доступна и простым людям. Простым, но богатым. А так как спрос на элитный бренд Поднебесной превышает предложение, то и цена напитка – очень высокая.