Авторские материалы Навязчивый сервис: «чайные террористы» ответят за нападения на петербуржцев
Персоны
В Петербурге задержали чайных промоутеров. Агрессивные рекламщики буквально силой затаскивали горожан и гостей города на дегустацию напитка, после выманивая внушительные суммы. Одному отказавшемуся сломали нос. Пострадавший обратился в полицию. Кроме того, петербуржцы начали флешмоб в соцсетях против, как их окрестили, «чайных террористов». И составили интернет-петицию с просьбой проверить деятельность навязчивых предпринимателей. К чему это привело, расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
Промоутеров на Невском всегда было немало: раздают листовки музеев и кафе, предлагают прогулки по рекам и каналам. Но рекламщики чайного магазина на их фоне выделялись активностью: хватали за одежду и руки, вырывали наушники из ушей.
Появились они где-то год назад, работали поначалу на Лиговском – нередко ловили клиентов возле Московского вокзала. Позже переехали к базилике Святой Екатерины – это возле станции метро «Канал Грибоедова». Место – выгодное: самый центр города; по традиции там сидят уличные художники. Многие прохожие останавливаются, чтобы посмотреть их работы. В этот момент часто и атаковали промоутеры.
Приглашения были довольно настойчивы. Так, одна девушка написала в соцсети, что ее после отказа просто подняли и понесли к магазину.
Торговая точка – буквально в паре сотен метров, в неприметном переулке. Подвальное помещение, зеленые стены, множество столиков, которые накануне уже пустовали: после проявленного к ним внимания журналистов и блогеров промоутеры свернули свою деятельность. Крепкие молодые люди и несколько девушек толпой стояли у входа, постоянно курили, часто и нервно разговаривали по мобильным. Обсуждали, кто где успел засветиться, и, видимо, задумавшись об ответственности, в один момент вдруг хором запели «Владимирский централ».
Шутливый настрой сбило вполне реальное общение с правоохранителями: в магазин они наведались около 7 вечера. Видеозапись задержания появилась в Сети: к машине, припаркованной на Невском, ведут с десяток юношей; на лицах – ни следа той уверенности, с которой приставали к прохожим. Один даже пытался сбежать.
Получить комментарий о задержании в полиции не удалось: телефон Управления информации МВД по Петербургу упорно не отвечает. Между тем в Сети уже появились анонимные откровения бывших работников – якобы действовать агрессивно их вынуждало начальство; если приводили мало клиентов – угрожали. С работодателями надо разобраться, говорит председатель московской коллегии адвокатов «Тер-Акопов и партнеры» Георгий Тер-Акопов. Но это не освобождает от ответственности самих промоутеров – хотя бы по административным статьям.
ТЕР-АКОПОВ: На мой взгляд, это может считаться "мелким хулиганством". Помимо воли человека, его в общественном месте, пусть даже в шутливом варианте, заставляли идти куда-то. Если его тащили насильно – можно говорить о применении неких насильственных действий. Но это не образует состава уголовного преступления.
Впрочем, интернет-пользователи в любом случае новость встретили одобрением. Жаловались на промоутеров давно – в Сети появилась петиция с просьбой проверить их работу.
Если травмы после встречи с рекламщиками все же были нерядовым случаем, то без денег с такой дегустации выходили многие. За промонабор из 2 банок чая непонятного происхождения, без маркировки, просили 1800 рублей. В случае отказа иногда грозились не выпустить из помещения, грубили и требовали хотя бы пару сотен рублей чаевых. Притом что изначально приглашали попить чай в обмен на отзыв.
Отзывов действительно немало: десятки негативных – прямо на сайте самого магазина. Хвалебная запись – всего одна. Критикуют как методы работы, так и качество продукта. Знатоки чая уверяют, что под видом элитного продукта сбывали самую дешевую заварку. Интересно, что в описании заведения указано, что магазин – «это качественные товары по разумной цене, ненавязчивый сервис и дружелюбный интерьер». Указанный для связи номер теперь не обслуживается.