Авторские материалы «Налог на AliExpress»: российские ретейлеры захотели уравнять цены с зарубежными конкурентами
Персоны
Для россиян придумали новый налог – на покупки в иностранных онлайн-магазинах. Ретейлеры предлагают ввести единый сбор на все посылки из-за рубежа. Его могут включить в цену при заказе товара. Как новый «налог на AliExpress» скажется на рядовых покупателях – разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.
Российские ретейлеры из Ассоциации компаний интернет-торговли предлагают уравнять цены с зарубежными конкурентами, такими как AliExpress и Amazon. Сегодня иностранные онлайн-продавцы не платят у нас НДС и таможенные пошлины при заказе до €500 (вес посылок не должен превышать 31 кг в месяц).
В АКИТ предлагают обнулить беспошлинный порог, собирая со всех зарубежных посылок 15%. Этот сбор сами продавцы должны будут включать в стоимость товара для российских покупателей. То есть при заказе из России вещь будет дороже. Изначально речь шла о 20-процентном сборе, так что это – смягченный вариант, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов.
СОКОЛОВ: Пусть покупатель заказывает себе хоть миллион посылок в день. Но с этого трафика должны уплачиваться налоги. В данном случае – это единый платёж, который по Таможенному кодексу уже существует (это 15%) и включает в себя и НДС, и таможенный сбор.
В прошлом году россияне закупились в зарубежных интернет-магазинах на 300 миллиардов рублей. Значительная часть покупок – это «серый» импорт, который приходит в страну под видом частных посылок и здесь продаётся мелкими торговцами с наценкой. Единый налог, конечно, пополнит казну, но непонятно, как его собирать, говорит глава Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
КАРПОВ: Основная доля покупок – в диапазоне до $20. Соответственно, выстраивание системы администрирования этих сборов будет для государства дороже, чем те потенциальные пошлины, которые государство сможет получить.
АКИТ предлагает подобную инициативу не впервые. И в этот раз государство вряд ли пойдёт на жёсткие ограничения, полагают эксперты. В первую очередь – чтобы не портить отношения с китайским бизнесом. 9 из 10 посылок, которые россияне заказывают из-за рубежа, приходят именно из Китая, отмечает руководитель кластера «Электронная коммерция» РАЭК Иван Кургузов. Доставка товаров с AliExpress приносит «Почте России» огромные доходы. Пока ситуация не изменится, никакой закон, наносящий ущерб китайскому продавцу, не примут.
КУРГУЗОВ: У Китая очень большое влияние на Россию. Китай – наш стратегический партнёр. Много лет между ведомствами ходят разные инициативы по выравниванию условий, и так они ещё будут долго ходить. Можно пользователям не переживать.
В правительстве никаких новых решений по изменению пошлин пока не принималось. Если предложение АКИТ всё же одобрят, онлайн-магазины автоматически поднимут цены на 15%. Некоторые торговцы просто поставят галочку в графе "этот товар недоступен для покупателей из России", лишь бы не заниматься пересчётом цен для россиян. Но покупать на китайских онлайн-площадках будет всё равно выгоднее – цены на многие товары там в несколько раз ниже, чем у российских ретейлеров.