Интервью Москва – уникальный город. Здесь археологические раскопки проходят круглогодично
Персоны
Что интересного раскопали в Москве? Об этом культурный обозреватель Григория Заславский беседовал с заместителем руководителя Департамента культурного наследия Москвы, главным археологом Москвы Леонидом Кондрашевым в эфире радио «Вести ФМ».
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я рад (давно мы не встречались в этой студии) приветствовать нашего сегодняшнего гостя. Это заместитель руководителя Департамента культуры Москвы и главный археолог Москвы Леонид Кондрашев. Здравствуйте, Леонид Викторович.
КОНДРАШЕВ: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, пожалуйста, что копают в последнее время, что интересного раскопали?
КОНДРАШЕВ: Наступает самое время.
ЗАСЛАВСКИЙ: А зимой в Москве не копают?
КОНДРАШЕВ: Вы знаете, традиционно археологи не копают зимой, поскольку грунт мерзлый, найти там, не разломав и не испорти в, практически невозможно. Но город не может стоять на месте. И тогда те люди, которые осуществляют строительство или какой-то проект, должны решить: или они делают укрытие, где создается теплая температура (это технически сейчас возможно, хотя затратно), или ждут уже начала летнего сезона. Москва – такой специфичный город, где археологические раскопки проходят круглогодично. Сейчас вот снег сошел, и сейчас самое время для археологических разведок. Конечно, результаты археологических разведок – это только первый этап, когда коллегия нам предоставляет информацию. Сейчас есть уже точные средства определения координат. И кроме того, мы ведем большую работу с Росреестром, где есть свои методики как определения координат, так и нанесения их на публичную карту.
И, кстати, о карте. Я очень рад, что в Москве серьезно продвинулась работа по созданию электронной карты объектов археологии Москвы. Это действительно не только средство определения – есть объект или нет объекта. Вы знаете, многие методики вот такого точного позиционирования дают нам, в том числе, возможность и для углубленного археологического исследования. То есть, например, если мы вместе еще начинаем точно сажать на этот план находки, то мы, например, можем воссоздать на основе объективных данных, например, поверхность XVII века. И это объективные данные, а не какие-то такие предположения. Кроме того, мы можем наносить на эти карты в 3D-моделировании остатки археологических руин, что очень важно при проектировании и как строительства, так и хозяйственных работ.
Понимаете, это вечная проблема, потому что понятно, что сооружения в городе строились, ветшали, разрушались, на их месте строились другие сооружения. И часто мы не можем точно сказать, сохранились их основания или нет. Сказать мы можем только в результате самих раскопок. Но имея вот эти разрозненные археологические данные и накладывая их на исторические планы, мы можем все-таки сделать предварительный прогноз – есть там эти объекты или нет, и где они могут быть.
То есть эта карта служит не только для научных реконструкций, но и как инструмент для проектирования, для создания археологических разделов проектов, а такие Москве требуются. И мы надеемся, что вот этот вот электронный продукт, компьютерный продукт существенно сделает более эффективной работу наших коллег-археологов, ну и наших, так сказать, коллег – сотрудников как нашего департамента, так и по смежным дисциплинам.
ЗАСЛАВСКИЙ: А вот эта карта археологическая московская – это какой-то такой внутренний документ? Или вы предполагаете его сделать и, что называется, таким туристическим продуктом, продуктом как некоего экскурсионного маршрута, может быть, виртуального по старой Москве там XII-XIII, XVII веков? Ну и еще, может быть, даже каких-то реальных маршрутов. Потому что сегодня все-такие какие-то раскопки, как это было, ну, во-первых, какая-то Москва старая сохранилась, а какие-то раскопки, как это принято во многих других городах, сегодня остаются. Ну как, например, на Бульварном кольце между Покровским и Чистыми прудами.
КОНДРАШЕВ: Вы знаете, во-первых, надо сказать, что вот в нынешний век вот этих компьютерных продуктов очень сложно сузить это для одной ипостаси. Ну, во-первых, есть публичная ипостась этой карты – это часть (есть такое, это термин), значит, историко-культурный опорный план. Это публичный документ, он расположен на сайте нашего Департамента культурного наследия и доступен всем желающим.
Слушайте в аудиофайле
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью