Авторские материалы Дома на колесах завоевывают сердца россиян
Персоны
Россияне активнее присматриваются к домам на колесах. В 2019 году спрос на автодома вырос на 26%. Одни связывают такой интерес с улучшениями инфраструктуры, другие – с падением доходов. В ситуации разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Илья Ежов.
Автодачи, автодома, кемперы, трейлеры, караваны – россияне придумали много определений для домов на колесах. Хотя их можно поделить всего на две категории: это либо большие транспортные средства со всеми удобствами на базе грузовиков или минивэнов, либо отдельные жилые прицепы, которые любители путешествий крепят к своим авто.
Интереса к поездкам в караванах россияне долгое время не проявляли. Беспокоили дороги и безопасность. Ситуация начала меняться после Чемпионата мира по футболу – с появлением качественных кемпингов и на фоне улучшения магистралей.
В некоторых регионах, например в Татарстане, Волгоградской, Новосибирской областях, количество запросов на автодома выросло почти вдвое. Причем едут не только на юг: дома на колесах выбирают для поездок в Карелию и на Байкал.
Рынок автодомов настолько разнообразен, что каждый может найти подходящий вариант. За 300 000 – 400 000 рублей можно купить небольшой прицеп с минимальными удобствами. Помимо спального места, там будут плита, холодильник, раковина и биотуалет.
В более люксовых вариантах устанавливают диваны, полноценную кухню с барной стойкой и даже джакузи. Правда, и заплатить за такие удобства придется в разы больше – некоторые караваны обходятся владельцам дороже квартир и загородных особняков.
Эксперты уточняют, что покупают дома на колесах россияне все еще аккуратно. Рост есть, но он незначительный. Основной бум связан с арендой – чтобы после отпуска не платить за стоянку и обслуживание, а отдать машину хозяину.
Скептики такое поведение связывают с падением доходов. Интерес к туризму растет, но перелеты и номера в отелях позволить себе может не каждый. Отсюда и интерес к путешествиям на колесах.
Несмотря на мобильность и экономию, у такого туризма есть очевидные недостатки. Туалет и душ в автодомах, конечно, присутствуют, но все ограничено. Запас воды – в среднем около 100 литров: принять ванну с комфортом не получится. Биотуалет нужно регулярно очищать, причем на специализированных стоянках. В России такие услуги предоставляют далеко не все кемпинги.
Еще один минус – розетки: пока фургон не подключен к электрическому щиту – зарядить смартфон не получится. Да и про стабильный Интернет во время переездов можно забыть: Wi-Fi доступен только на стоянках или в кемпингах.
Но трудности путешественников не пугают. Отечественный рынок трейлеров растет, хотя по масштабам все еще сильно уступает Европе и Соединенным Штатам. Отсутствие в России лизинговых программ для покупателей автодомов и слабое развитие услуг по аренде такого транспорта – это то, что предстоит исправить, прежде чем дома на колесах станут по-настоящему массовым явлением на российских дорогах. Да и безопасные кемпинги, оборудованные всем необходимым, хоть уже и появились, но пока явно в недостаточном количестве.