Авторские материалы Принцип «две полки»: о новых правилах продажи молочных продуктов
Персоны
Молочные продукты, сделанные только из молока – отдельно, с растительными жирами – отдельно. Таковы новые правила продажи молочных продуктов в России. Они вступили в силу 1 июля. Теперь продукция без заменителей молочного жира должна будет визуально выделяться на полках магазинов. Так ли это в действительности? Корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич побывала в нескольких столичных магазинах и проверила, как расставлена и как маркирована молочная продукция на полках.
Две полки. Отныне это – главный принцип расстановки в магазине молочной продукции. На одной – только натуральные, сделанные из молока сыры, масло, йогурты, сметана, на другой – продукция молокосодержащая с использованием растительных жиров. Потребитель должен визуально отличать два вида молочки, говорит руководитель группы стандартизации Молочного союза России Лариса Абдуллаева
АБДУЛЛАЕВА: По этому постановлению правительства должно быть объявление для потребителя, где будет написано, что «здесь представлены товары молочные, без заменителя молочного жира, а на соседней полке – продукция с заменителем молочного жира», или «на основе молока и заменителя молочного жира».
К этому новшеству магазины шли 5 месяцев. После того как было подписано постановление правительства в январе, ретейлу дали возможность подготовиться к новации и плавно войти в новые стандарты, поясняет генеральный директор ассоциации «Союзмолоко» Артем Белов.
БЕЛОВ: Встречались с представителями компаний сетевой торговли, большинство из них этот вопрос, в принципе, решали. Вопросы могут возникнуть с магазинами несетевой розницы, это – магазины небольшой площади, где могут возникнуть проблемы с разведением полок. Но в крупной сетевой торговле не вижу, что будут какие-то проблемы. Наверное, сейчас, в первые дни, будут какие-то шероховатости, но впоследствии ситауция стабилизируется, и мы будем четко видеть, где продукция – молочная, а где – с заменителем молочных жиров.
Действительно не все магазины сразу адаптировались к новшеству. В этом я смогла убедиться, побывав в молочных отделах 5 магазинов столицы. Пока везде все молочные продукты стоят рядом. Возможно, технически они находятся на разных полках, но они настолько близко стоят друг к другу, что различить их визуально, как это предписано, невозможно. То есть нет полок, стоящих отдельно! А в маленьких магазинах шаговой доступности под молочку просто отведена одна общая полка. Надпись над ней гласит «Молоко» или «Молочная продукция». И никакого разделения. Эксперты допускают, что сложно поставить две полки в маленьких сельских магазинах или городских мини-маркетах. Однако это не означает, что продукцию не надо разделять, говорит Лариса Абдуллаева.
АБДУЛЛАЕВА: Там не такое раздельное, но где-то ценники цветом пометить, где-то – отдельно написать информацию для потребителя, какого цвета там этикетк и к чему они относятся.
В крупных супермаркетах и больших магазинах однозначно должно быть разделение продукции на натуральную и с добавлением растительных жиров. Но в двух крупных супермаркетах экономкласса так же я не увидела разных полок. Хотя здесь подготовились к введению новых требований, и как минимум директор магазина по имени Полина знает о новшестве. Но этого не знают те, кто расставляет продукцию на полках. Это выяснилось, когда мы вместе с ней пришли в зал супермаркета.
«А где у тебя эта продукция – без заменителей молочного жира?» – «Это только на маленькой этикетке?» – «Пока да, это на маленькой этикетке; вообще-то, эта информация должна быть».
Справедливости ради надо сказать: на этикетке, которая сопровождает каждый продукт, здесь есть пояснение в виде 4 букв: БЗМЖ, что означает: без заменителей молочного жира. Написано четко, но не крупно. Например, название фирмы производителя – крупнее в 2 раза, а шрифт, которым указана цена – в 4 раза! На этикетках продуктов, в которых есть растительные жиры, просто написано: «масло сливочное» или «мороженное ванильное». А ниже очень мелко указано: «с заменителем молочного жира».
Формально требование визуально обозначить продукты исполнено. Но на практике запутаться очень легко. Более того, потребитель может и не обратить на это внимание. Я в этом убедилась, поговорив с покупателями. А ведь главная идея разделения полок – дать потребителю более быстрый обоснованный выбор, напоминает Лариса Абдуллаева.
АБДУЛЛАЕВА: Если вчитываться во все составы продуктов потребителю, он мог бы разобраться, но надо отдать должное, что не все потребители имеют время, возможность, и даже зрительно кто-то не может мелкие этикетки читать. Решили помочь потребителю сделать быстро обоснованный выбор.
Стоит понимать, что продукты, созданные с примененеим растительных жиров, безопасны. Они разрешены к производству Институтом питания. Но у них – худшие вкусовые характеристики, органолиптические показатели, и, как заявляют врачи, они менее полезны для здоровья. Когда их от экономической безысходности впустили на полки, они там легко остались, рассказывает Лариса Абдуллаева. Но сейчас пришло время им показать место.
АБДУЛЛАЕВА: В 90-е годы это началось: не хватало молока, ввели тогда эти заменители молочного жира, чтобы наполнить тогда эту торговую полку. Потом производители "подсели" на это: это – дешево. И стали выпускать. Сейчас, когда у нас, в общем-то, ситуация налаживается, у нас молока своего достаточно, и могут уже производить заводы только натуральные продукты. Пока, исходя из экономической ситуации, это есть, это разрешено. Но постепенно это разделение, эти молочные полки – оно, возможно, сделает для заводов невыгодным выпуск этих продуктов.
Возможно, очевидный раздел продуктов, условно, на первый и последний сорт поможет и покупателям делать выбор в пользу натуральной продукции. Это должно дать толчок к росту именно в этом сегменте. И, как следствие, можно ждать снижения стоимости такой молочки и полное вытеснение с рынка аналогов молочной продукции с растительными заменителями, как это произошло в странах ЕС.