Картинка

Авторские материалы Вы нам – Сибирь, мы вам – Прагу: откуда растут ноги у российско-чешского воздушного конфликта

2 июля 2019, 16:49

Персоны

Чехия возобновила полеты российских авиакомпаний, но только до конца недели. Этим утром между странами неожиданно разгорелся воздушно-транспортный конфликт. Прага аннулировала разрешение на прямые рейсы из Москвы для «Аэрофлота», «Уральских авиалиний» и «Победы». Официальная причина – провал переговоров по транссибирскому маршруту. Чехию не устроили условия пролета над Россией в направлении южнокорейского Сеула. Откуда растут ноги у этого конфликта, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

Внезапно и без объяснения причин Чехия этим утром аннулировала разрешения на прямые полеты из Москвы и сильно задержала вылет из Екатеринбурга. Туристы, приехавшие в аэропорт Кольцово к 6 утра, еще 4 часа в полнейшей неопределенности ждали, пока их самолет отправят по маршруту. Из Москвы сегодня часть рейсов «Аэрофлота» в Прагу была отменена. Лоукостер «Победа» также заявлял, что временно прекращает полеты в Карловы Вары.

Ситуация разрешилась к обеду – и точно так же неожиданно. Россия и Чехия объявили, что рейсы возобновляют в полном объеме, но только – до конца недели. Комментирует советник главы Ростуризма Дмитрий Горин.

ГОРИН: Сейчас есть решение – до 7 июля разрешить полеты авиакомпаний как с российской стороны, так и с чешской. Это означает, что в текущие даты все туристы и пассажиры смогут воспользоваться перевозкой. В эти дни будет продолжаться переговорный процесс, и мы надеемся, что авиационные власти России и Чехии договорятся о паритетности и соблюдении соглашений о воздушном сообщении между нашими странами.

Причина конфликта в том, что Чехия и Россия накануне не смогли договориться об условиях пролета над Сибирью. Страны периодически продлевают договор о транзите в Азию, но в этот раз что-то пошло не так. Чехия запросила постоянный допуск через Сибирь, Россия пожелала получить ответные преференции. Стороны ни к чему не пришли, и утром чехи потеряли право пролета, после чего они аннулировали разрешение российским авиакомпаниям. Сторону конфликтуют уже не первый раз, но впервые – так резко и в разгар сезона. По сути, чехи хотят пересмотреть еще советский договор о сибирском роялти, поясняет гендиректор компании «Информост» Борис Рыбак.

РЫБАК: У нас действует архаичная система, установленная еще в годы холодной войны, в 1972 году. В 1996 году было подписано всемирное соглашение о гражданской авиации, но мы его не подписали и продолжаем за пролет над Транссибирской магистралью взимать плату. Она сложным образом взимается. Уже пытались не раз уговорить Россию отменить эту систему, но пока – безрезультатно.

Воздушная транссибирская магистраль является единственной в мире платной трассой. Деньги за ее использование получает в основном «Аэрофлот», а не бюджет государства – это тоже наследие старых договоров. Речь о довольно крупных суммах, это – сотни миллионов долларов ежегодно со всего Евросоюза. Сколько платит каждая конкретная страна, является коммерческой тайной. Договоры подписываются индивидуально с каждым государством, у некоторых они – долгосрочные, у других – "короткие". Чехия как раз из тех стран, которые находятся в наименее выгодном положении, поэтому торгуется она довольно жестко, продолжает Борис Рыбак.

РЫБАК: Частота, то есть количество рейсов в неделю, является предметом коммерческого торга. Бывают постоянно действующие соглашения между европейскими авиакомпаниями и «Аэрофлотом», когда из года в год условия не меняются. Так с нами работают Air France, немцы, финны.

Российская сторона заявила, что Чехия своим поведением нарушила условия договора о воздушных перевозках, которые не касаются транссибирского транзита. Чехия полагает, что она имеет право отменять рейсы российских компаний в любой момент. По словам экспертов, отчасти это правда. Между странами действует правило паритета, то есть количество рейсов российских и чешских компаний должно быть равным, но по факту равенство никогда не соблюдается. Российские перевозчики объективно летают в Чехию чаще, чем чешские – в Россию (всего 2 раза в день). И если строго следовать паритету, то Прага может и дальше по своему желанию аннулировать почти все рейсы, если ей что-то не понравится. С другой стороны, она вряд ли сможет так делать слишком часто. Из России в Чехии летают полмиллиона туристов в год, более десятка только прямых рейсов в день (не считая чартеров). Неслучайно россияне входят в пятерку самых частых гостей Праги.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация