Картинка

Авторские материалы Тариф «штрафной»: за поездки в часы пик – дороже

8 июля 2019, 15:33

Персоны

Вечером по городу – теперь дороже. В России впервые вводят динамические тарифы на транспорте. В Томске с пассажиров, которые едут в непопулярное время, а именно после 9 вечера, берут за проезд на несколько рублей больше. Похожую концепцию ранее предлагал Минтранс для всех регионов: ввести «штрафной» тариф за поездки в часы пик, чтобы граждане пользовались транспортом в менее загруженное время. Откуда берутся такие идеи и как они работают на практике, разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

Динамические тарифы, которые меняются в течение дня, предложил ввести Минтранс еще в прошлом году, но долгое время городов, желающих опробовать эту идею на себе, не было. Изначально концепция выглядела так, чтобы местные власти могли сами настраивать тарифную сетку для часов пик и остального времени. Регионам предложили поднять тарифы утром и вечером в тот период, когда транспорт перегружен, или, как вариант, сделать наоборот – снизить стоимость проезда, днем, когда дороги более свободные, а на маршруты выходят полупустые автобусы, троллейбусы и трамваи. Эта идея позаимствована у зарубежных мегаполисов, в частности Лондона и Токио, где действительно люди платят процентов на 10-15 больше, если едут в часы пик. В России оптимальный город-кандидат на внедрение такой же динамической сетки – это, конечно, Москва, рассуждает директор Института транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

БЛИНКИН: Сделать это без серьезной электронной оболочки нельзя технически, и ни у кого это сделать иначе не получалось. Это важнейшее требование – уровень цифровизации платежей и сборов за пользование общественным транспортом должен быть хотя бы на уровне Москвы. Например, карту «Тройка» можно запрограммировать на разное время суток. Но это серьезная и дорогая работа.

Однако пионером динамического тарифа у нас неожиданно стал город Томск, причем изначальную идею там развернули по-своему. Если в Лондоне и Токио самый дорогой проезд на транспорте приходится на самое плотное время (чтобы люди, если у них есть такая возможность, выбирали более свободные часы), то в Сибири сделали наоборот. Дороже всего стало ездить вечером после 21:00, когда большого транспорта и так мало, и даже маршрутчики не горят желанием выходить на линию. Власти объяснили этот маневр тем, что нужно замотивировать транспортников ездить чаще в невыгодные для них часы. Полгода в Томске готовились к нововведению, и вот с июля на паре маршрутов частники начали брать больше денег: 25 рублей вместо обычного 21-го, если к моменту оплаты уже пробило 9 вечера. Комментирует директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова.

РАКУЛОВА: Такого применения я еще не встречала у нас в стране. Не понятно – как отреагирует пассажирская общественность, потому что люди совершенно не виноваты в том, что они едут в непопулярное время. Им нужно куда-то попасть. Почему они должны платить больше за ту же самую услугу при той же самой себестоимости?

Власти говорят, что первые пассажиры отнеслись к новому тарифу с пониманием – да, дороже, зато есть на чем доехать. Жалоб немного, в основном по поводу того, что люди садились до 9 вечера, а вышли на своей остановке после, и в итоге переплатили 4 рубля. Впрочем, эксперты говорят, что власти сильно лукавят. Не должно быть такой проблемы, чтобы на маршруте не хватало автобусов якобы из-за низкой цены. Во всех городах и регионах число курсирующих единиц транспорта строго регламентировано. То есть транспортники заранее подписываются и под согласованным с властями тарифом, и под количеством рейсов, и под тем, какие интервалы должны быть в разное время суток. На маршрутках, автобусах, трамваях и прочих стоят спутниковые маяки, поэтому нарушителей вычислить несложно, продолжает Татьяна Ракулова.

РАКУЛОВА: Перевозчик не может сам по себе решить, что вот сегодня я хочу побольше заработать, я выпущу 5-7 машин или больше. Если перевозчик не выполняет рейсы, под которые он подписался, потому что это ему якобы не выгодно, скажем, должен каждые 10 минут, а выдает каждые 20, то он не выполняет условия контракта. И за систематическое нарушение его расторгают.

Эксперт делает вывод, что томская инициатива не имеет ничего общего с федеральной программой по внедрению динамических тарифов на транспорте. Скорее всего, так пытаются завуалировать общее повышение тарифов. Транспортники давно просят власти отпустить цены на проезд, что в случае с Томском означает рост примерно в 1,5 раза, но в итоге они сторговались только на отдельные часы и некоторые маршруты.

Динамические тарифы, зависящие от времени суток, наверняка еще будут появляться в России, добавляют эксперты. Но, вероятнее всего, в регионах все-таки пойдут по пути снижения тарифа на менее популярные часы. Даже в относительно небольших городах. Таких, например, как Краснодар, очень остро стоит вопрос с пробками в часы пик. Пониженный тариф на то время, когда людей ездит мало, мог бы отчасти разгрузить дороги. Хотя и тут возникает много споров. По статистике подавляющее большинство пассажиров (до 80%) ездит в будни по городу в одно и то же время, потому что у них просто нет выбора – так составлен их рабочий график.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация