Хай-тек Уйти в леса – и приватность гарантирована
Персоны
Рубрика «Хай-тек» Николая Гринько на «Вестях FM».
Пару месяцев назад мы с приятелем стояли на остановке и беседовали: он ничего не знал об аудиоподкастах, и я советовал ему, где их искать и что конкретно слушать. Подошел автобус, приятель сел в него, достал телефон, и тут же обнаружил в соцсетях рекламу огромного количества подкастов – баннеры, ссылки, и предложения появились на каждой странице.
Подобных историй существует множество: люди обсуждают предстоящие поездки, планы покупок, любимую музыку, а через некоторое время Интернет начинает предлагать им туры в Испанию, скидки на джинсы или билеты на концерт. При этом и производители телефонов, и владельцы социальных сетей, и рекламируемые компании в один голос заявляют: никакой слежки за пользователями не ведется, все это случайные совпадения и паранойя.
Журналисты пытаются вывести компании на чистую воду. Колумнист американского портала Vice Сэм Николс решил провести эксперимент. Несколько дней Сэм периодически произносил две фразы: «Я хочу поступить в университет» и «Мне нужны дешевые рубашки для офиса». Проверив через 5 суток ленту Facebook, журналист обнаружил в ней объявления различных учебных курсов и рекламу скидок на рубашки.
Независимые эксперты утверждают, что ничего невозможного в технологии прослушивания окружающей среды нет – сегодня любая операционная система может это делать. Если вы включили соответствующий режим, то достаточно произнести «Привет, Сири» или «Окей, Гугл», как устройство ответит вам и начнет задавать уточняющие вопросы. Эти ключевые слова являются триггерами: смартфон постоянно мониторит окружающие звуки, и, услышав нужную команду, записывает фрагмент разговора, отправляет его на сервер, получает оттуда ответ и озвучивает его голосовым синтезатором. Но ведь ничто не мешает ему точно так же искать в речи хозяина и другие триггеры. Вариантов множество: «кредит», «машина», «лечить зубы», «еда для кошки» – и на каждый из них можно «повесить» специализированную рекламу.
Казалось бы: ну что такого в том, что тебе предлагают именно те товары и услуги, в которых ты в данный момент нуждаешься? Наоборот, это же так удобно! Но на самом деле все это – вмешательство в частную жизнь и неправомочное использование персональных данных. Компании зарабатывают миллиарды, выискивая в наших с вами разговорах слова-триггеры, причем делают это без нашего на то согласия. И, между прочим, таргетированная реклама – это лишь вершина айсберга. Корпорации имеют доступ к нашим геоданным, спискам посещенных сайтов (даже в режиме «инкогнито», как недавно выяснилось), сведениям о денежных транзакциях, данным о состоянии здоровья и так далее и тому подобное. А уж кому, зачем и за какие деньги они эти данные передают – это еще один, совершенно отдельный вопрос. Технологический прогресс полностью уничтожил конфиденциальность, как ни грустно это признавать.
Что же может сделать простой пользователь, чтобы уберечься от всех этих напастей? Уровень попроще: запретить всем приложениям в телефоне пользоваться камерой и микрофоном, настроить доступ к голосовому помощнику только «по кнопке», отключить геолокацию и несанкционированный доступ в Интернет. Гарантий, что это сработает, – никаких. Уровень посложнее: закрыть аккаунты во всех соцсетях, перестать пользоваться Интернетом, по телефону только звонить. Здесь гарантий больше, но больше и неудобств. И, наконец, высший уровень: не пользоваться связью вообще, уйти в леса, жить собирательством. Гарантия защиты приватности – стопроцентная. Хотя…