Авторские материалы Балет «Жизель» в кино
Персоны
Впервые на киноэкране: балет «Жизель» британского хореограф Акрама Хана был показан в большом зале кинотеатра «Октябрь». В спектакле заняты артисты Английского национального балета. Антиклассика в призрачных декорациях, восточные мотивы в движениях и музыке, предельная искренность в актерской игре – вот что отличает новую постановку. Печальная история любви милой селянки обрела экспрессивный характер и экзотический антураж. Балет на экране посмотрела корреспондент «Вестей ФМ» Анна Владимирова.
Трава не зеленеет, солнце не блестит и настырные мухи не жужжат над вишневым вареньем. Вместо привычной деревни, где по классическому либретто происходит завязка балета, – палаточный лагерь – неуютный и сумрачный. Его обитатели – парни и девушки – живут как будто коммуной: вместе работают, танцуют, влюбляются. Незаметно в их общество проникает симпатичный чужак – Альберт – и очаровывает красавицу по имени Жизель. О скрытых смыслах своей постановки говорит режиссер Акрам Хан.
ХАН: Моя идея – связать «Жизель» с нашим временем. И через это знаковое произведение поговорить о насущных проблемах. Когда я ставил спектакль, в обществе витала тревожность, в прессе постоянно обсуждались проблемы мигрантов. И я хотел показать, что бывают места, откуда хочется сбежать. Но даже в таких местах живут люди, которые способны чувствовать по-настоящему. И они имеют право на свой личный поиск.
Хан перечеркнул пластический рисунок всем известного балета и сделал новый: вместо цветастых декораций – глухая серая стена – главный элемент сценографии; вместо хрестоматийных па-де-бурре – страстные танцы на полной стопе. И не только под изысканную музыку Адольфа Адана, но и под импульсивные восточные мотивы Винченцо Ламаньи. Жесткие ритмы дают крепкую огранку истории о поруганной нежности и добавляют ей магического трагизма, продолжает Акрам Хан.
ХАН: Мы оставили 70% оригинальной музыки. Остальное – творчество Винченцо. Одно из моих требований к нему – использовать партитуру Адольфа Адана для вдохновения, отталкиваться от нее, но привнести что-то свое. В результате он измени оркестровые партии, сделал некоторые звуковые «добавки». Таким образом, новая музыка стала более экспрессивной и в то же время земной. Но если прислушаться, то поймешь: мотив, заданный Адольфом Аданом, никуда не делся.
Там, где в классической «Жизели» кладбище, у Хана – заброшенный завод. Мрачная территория, где собираются и танцуют умершие девушки – виллисы. Именно здесь призрак влюбленной красавицы будет биться за жизнь своего Альберта. Пусть он малодушный предатель, но все же умеет любить и страдать, чтобы показать оторванность от всего земного, в потустороннем мире девушки танцуют на пуантах. На этом «технические приемы» артистов ограничиваются. По настоянию режиссера чувства своих героев они черпают из собственных душевных ресурсов:
ХАН: Я не требую от танцовщиков танца. Я знаю, они умеют и могут двигаться по сцене. Я жду от них настоящих эмоций. Они не должны ничего изображать, их задача – проживать каждое состояние. Если герой грустен – пусть он вспомнит собственные поводы для грусти, если герой жесток – пусть вспоминает себя в приступе ожесточения. В моем представлении, все, что актер показывает зрителю, он достает из себя, из багажа своего опыта. Именно так создается живой театр.
«Жизель» – первый полномасштабный балет Акрама Хана. Он поставил его с труппой Английского национального балета по приглашению худрука Тамары Рохо. Премьера спектакля состоялась 3 года назад в Манчестере.