Музыкальная Европа "Барток плюс": эхо "Богемы"
Автор и ведущая Людмила Осипова: История Национального театра в Мишкольце уникальна: он пережил и пожар (полностью выгорел в середине 19 века, а потом был заново построен), и революцию 1848 года, и Первую мировую войну. Верхнюю часть этого храма искусства одно время занимало казино – надо же на что-то существовать театру! Внизу даже были магазины. Но вот, наконец, театр освободился от оков торговцев и игроманов и зажил своей собственной театральной жизнью.
На протяжении многих лет театр перестраивали, достраивали, и сейчас он способен вместить одновременно в нескольких своих залах большое число театралов. Ведь здесь идут не только музыкальные постановки. Однако наша цель – оперный фестиваль «Барток плюс». Но не только оперный. Помните, я рассказывала вам, что музыка в Мишкольце в дни фестиваля звучала с полудня и до глубокой ночи? Открытые сцены и зимние концертные залы, академическая камерная музыка, цыганские трио, джазовые ансамбли, и, конечно же, оперные представления!
В один из оперных вечеров в Национальном театре Мишкольца шли сразу две необычные постановки: «Богема» Джакомо Пуччини и моноопера «… и Эхо». Что нового можно открыть в «Богеме»?
Меломаны знают этот шедевр наизусть. Но у дирижёра Гергию Кешеяка, арт-директора фестиваля, были свои виды на эту оперу: она должна быть понятна всем, и заядлому театралу, и случайно попавшему в летний зал Национального театра Мишкольца. «Богема» была одной из самой необычных и экстравагантных постановок фестиваля. 90 минут анимационного бэкграунда. История, задокументированная в ста картинках. Анимированные, или, если хотите, мультипликационные картины проходят через всю оперу. Иногда мультики просто остроумно или даже комично иллюстрируют сюжет, а то вдруг сам сюжет отображается на экране. Необычно. Разгорелись споры. Авторитетные критики перешёптывались: мол, упростили оперу, сделали её чуть ли не посмешищем. Это не новый приём, зачем его внедрять как новшество на фестивале? Но именно здесь, в Мишкольце, эта постановка благодаря декорационному мультфону не воспринималась как экспериментальная концертная постановка. Как минимум анимация дополняла отсутствие тяжёлых декораций. Мне – понравилась «Богема», предложенная фестивалем «Барток плюс». Сентиментальное произведение «усваилось» даже теми, кто впервые познакомился с оперным жанром.
Ещё одна странная и необычная постановка на фестивале «Барток плюс»: моноопера «… и Эхо» композитора Петера Зомболы, в написании либретто принимала участие певица, исполнительница партии Юдит, меццо-сопрано Виктория Визин. Это прямое обращение к драматической и даже трагической теме женской любви и одиночества. Моноопера – значит, только один голос. Но кроме певицы в опере участвовали танцовщик и кукла, изменяющаяся в росте и возрасте. Вместо оркестра – скромный струнный «Аккорд-квартет». В основе сюжета одноактной кукольной оперы – личная драма оперной певицы. Перевёрнутая история Синей Бороды. Юдит попадает в его замок, но там она совершенно одна… И она в ловушке.
Третий звонок в Национальном театре Мишкольца, и мы вновь торопимся в зал Летней сцены. Только уже не на оперу, а на симфоническое представление. Да-да, представление. Музыка гениального русского композитора Александра Николаевича Скрябина «Прометей» («Поэма огня») подсвечивалась разноцветными прожекторами, но это не было современное лазерное шоу: всё в меру, не приторно, но зрелищно. Музыку Скрябина не только услышали, но и увидели благодаря дизайнеру по свету Тамашу Баньяли. На сцене был Венгерский Национальный филармонический оркестр, дирижировал Жолт Хамар, партию фортепиано исполнил Давид Балл. Сразу после музыки – продолжительные аплодисменты. Они не такие, как везде, какие-то неровные, но звучат по ускорения и замедления. Ритмическая формула, понятная только театралам слушателям Мишкольца…
Музыка в программе:
Д. Пуччини – Р. Эпштейн. Попурри на темы оперы «Богема» Д. Пуччини. Исп. Рихард Эпштейн (фортепиано). Запись 1910 г. предоставлена Европейским Вещательным Союзом (E.B.U.)
Д. Пуччини. «Богема» (фрагмент). Исп. Savaria Symphony Orchestra, Choir of the Győr National Theatre, Children's Choir of the Hungarian State Opera, сonducted by: Gergely Madaras. Запись предоставлена Bartók Plusz Operafesztivál
P. Zombola, либретто Viktória Vizin, Krisztián Gergye. «…és visszhang» (фрагмент). Исп. Viktória Vizin, mezzo soprano. Contributing: Accord Quartet and Péter Zombola. Запись предоставлена Bartók Plusz Operafesztivál
А. Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»), фрагмент. Исп. Hungarian National Philharmonic Orchestra, Conducted by: Zsolt Hamar, Dávid Báll – piano. Запись предоставлена Bartók Plusz Operafesztivál
Режиссёр программы: Наталья Замиралова