Музыкальная Европа Возрождение шедевра
Автор и ведущая Людмила Осипова: Ранней весной 1883 года по Невскому проспекту в Петербурге прогуливались два солидных человека. Один из них вдруг прервал неторопливую беседу и сказал: «Скоро совершится 25-летие основания Бесплатной музыкальной школы. И надо бы написать историю всего этого дела» (известно, что вместе с М. А. Балакиревым Ломакин основал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу). Его собеседник сначала отпирался, ссылаясь на отсутствие литературного таланта, занятости, болезни, в конце концов, но с него удалось взять твёрдое обещание написать мемуары. С тех пор эти двое – Владимир Владимирович Стасов и Гавриил Якимович Ломакин – больше никогда не виделись… А 9-го мая 1885 года Ломакина не стало. Вскоре его вдова Надежда Андреевна передала рукописи воспоминаний Стасову, которые были опубликованы в журнале «Русская старина».
Директор Белгородской государственной филармонии Светлана Юрьевна Боруха рассказывает, как и кем была обнаружена рукопись кантаты «Stabat Mater» Гавриила Ломакина, как впервые была исполнена в Белгороде, а затем и в Государственной Академической Капелле Санкт-Петербурга на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
Гавриил Ломакин – уроженец слободы Борисовка Курской губернии (ныне Белгородской области), он из крепостных. Благодаря своему таланту, прекрасному голосу был вывезен графом Шереметевым в Петербург в качестве певчего домашнего хора. Но вскоре Ломакин стал руководителем капеллы Шереметева.
Шереметевский хор Ломакина был известен всей музыкальной Европе. И никого из западников не интересовало происхождение Ломакина, его ценили по его трудам и принимали в разных странах как важную персону. В Петербурге Ломакин аккомпанировал знаменитому тенору Рубини на одном из музыкальных вечеров, причём, певец сам «напросился»: красота звучания хора Ломакина привела его в восторг, и в нём проснулся азарт! А когда Шереметевский хор исполнял Моцарта, и Гавриил Якимович, по обычаю, сидел за роялем, к нему подошёл… Ференц Лист, чтобы перевернуть нотную страницу… Лист посвятил капелле графа Шереметева свою Аве-Марию. А Глинка посвятил Ломакину один из своих романсов.
Кантата «Stabat Mater» для большого хора и оркестра – крупнейшее сочинение Г. Ломакина.
Светлана Юрьевна Боруха: «Это не гимн жертвенности, но гимн жизни. Имея латинские корни, «Stabat Mater» Ломакина обретает черты русской духовной музыки. Мы ведь знаем, как звучат произведения, посвящённые Богоматери в латинской музыкальной традиции. «Stabat Mater» Ломакина – она другая. Она близка русскому сердцу, русскому духу».
Белгородская филармония намерена исполнить шедевр русской музыки в населённых пунктах Белгородской области, чтобы жители знали о своём прославленном земляке, внесшим неоценимый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры.
Музыка в программе:
Г. Я. Ломакин. Кантата «Stabat Mater» для большого хора и оркестра (эпизоды). Исп. Академический хор и Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии, дирижёр оркестра Заслуженный деятель искусств РФ Рашит Нигаматуллин, главный дирижёр хора Елена Алексеева.
Режиссёр программы: Наталья Замиралова.