Авторские материалы Старые машины не запретят

14 августа 2019, 20:19

Персоны

Минтранс и Минпромторг изучают предложение Госдумы об ограничении эксплуатации старых автомобилей в стране. Об этом сообщили в пресс-службе обоих ведомств. Письмо направил думский комитет по экономической политике и промышленности. Рекомендация отказаться от эксплуатации старых машин не касается личного автотранспорта, пояснили в Госдуме. По данным ГИБДД, всего в России зарегистрированы более 60 миллиона транспортных средств, из них почти треть – старше 15 лет, одна пятая часть – старше 10 лет. Обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов разбирается в ситуации.

Новости вокруг якобы запрета старых автомобилей наверняка взбудоражили многих, кто ездит на немолодых машинах. Вернее, даже не сами новости, а их интерпретация в информационных лентах. «Старые машины запретят!» – такова, в общем, формулировка, покатившаяся по социальным сетям.

Правда, если разбираться – только в одном. Речь действительно шла о старых автомобилях. Шла – потому что было это пару месяцев назад, когда комитет Госдумы по экономической политике и промышленности собрал экспертный совет – из ученых, аналитиков отрасли, автопроизводителей и многих других специалистов – в очередной раз порассуждать о перспективах развития транспорта и борьбе за чистоту окружающей среды. Когда пакет идей был сформирован, его переправили в Минпромторг. Вот как прокомментировал ход событий 1-й заместитель главы думского комитета по экономической политике и промышленности Валерий Гартунг.

ГАРТУНГ: Экспертный совет при комитете по экономической политике и промышленности выработал итоговые рекомендации, где предложил Правительству разработать меры по экономическому стимулированию собственников коммерческого транспорта по ускоренному выведению из эксплуатации транспортных средств, которые достигают предельных сроков эксплуатации.

На начало года в России насчитывалось 43,5 миллиона легковых автомобилей. Самая распространенная модель – ВАЗ 2107, их 1 миллион 750 тысяч. Вазовских «шестёрок» колесит более полутора миллионов. 1 миллион 200 тысяч – Lada Нива всех модификаций. Чуть меньше миллиона на каждую – у вазовских же моделей: «девяток», «десяток», «четырнадцатых». Все они, кроме Lada 4х4, не выпускаются уже 15 лет. И только седьмой по счёту идет модель зарубежная, которая стоит на конвейере – Kia Rio, 750 тысяч по стране.

Понятно, что около 6 миллионов автовладельцев тольяттинских машин несколько часов пребывали в серьезном нервном напряжении. Они догадываются, что их машины – явно устаревшие и давно достигли того самого «предельного срока использования», о котором говорилось в новостях. А что означает этот срок в юридическом смысле? Это – не гарантия, которую каждый производитель устанавливает на свое усмотрение – год, или два, например. Это – оговоренный в законе «О правах потребителя» период с момента выпуска автомобиля, в течение которого производитель обязан устранять все поломки, если они вызваны дефектами сборки, за свой счет, комментирует адвокат Владислав Кочерин.

КОЧЕРИН: В соответствии с пунктом 6 статьи 19 закона «О защите прав потребителей», потребитель может предъявить требования в отношении существенных недостатков товара в течении срока службы товара. Если такой срок службы законом не установлен, то он составляет 10 лет с момента изготовления вещи. Из этого можно сделать вывод, что срок службы товара, если он не определен производителем, составляет, в настоящее время, 10 лет, и никаких исключений тут нет, это относится к любым видам товаров.

То есть либо – 10 лет, либо – тот срок, который сам производитель указал в сервисной книжке.

В отношении коммерческого транспорта подход – иной. Потому что методика эксплуатации рассчитана, прежде всего, на выносливость. В России, как правило, производители грузовых автомобилей устанавливают предельную норму не в годах, а по пробегу – 500 тысяч километров. Если машина используется в районах Крайнего Севера – 300 тысяч. По логике производителя, дальше проще и дешевле купить новый грузовик, чем постоянно ремонтировать старый.

Но это прописывают в паспорте машины, опять же, далеко не все бренды. С автобусами – немного яснее. Правительство с июня будущего года вводит обязательную норму: автобусы для перевозки детей не должны быть старше 10 лет. И документ, направленный в Минпромторг, подчеркнул Валерий Гартунг, касается только грузовиков и автобусов.

ГАРТУНГ: Речь идет только о коммерческом транспорте. Наверное, вам часто встречались на дорогах автомобили или автобусы, за которыми ехать невозможно, приходится тормозить и держать дистанцию, чтобы не отравиться выхлопами. Вот речь идет о выведении из эксплуатации такого транспорта. Подчеркиваю, речь не идет о запрете на эксплуатацию, а речь идет о том, чтобы экономическими мерами стимулировать вывод старого транспорта и покупки нового.

Но к коммерческому транспорту относятся и машины такси. Легковые. Которые в возрасте 4-5 лет при круглосуточном извозе могут накатать до миллиона километров. Будут ли они включены в тот «стимулирующий перечень»? И как выглядит такое стимулирование? Во многих странах мира для самых новых машин вводятся льготы по транспортному налогу или пониженные ставки обязательного страхования. Что-то действует и у нас. Многие производители, например, предлагают льготные схемы кредитования при покупке, говорит Валерий Гартунг.

ГАРТУНГ: Возможно, так, это – одна составляющая. А вторая – государство выделяет ему средства за утилизацию. Например, владельцу грузовика выделяют 200 тысяч рублей, к примеру – я называю цифру с потолка. И он за утилизацию, кроме того, что на металлолом сдаст, получит еще сверху 200 тысяч рублей или 300 тысяч – не знаю, это вопрос дискуссионный. И на эту сумму он может получить скидку при приобретении нового автомобиля, вот о чем идет речь. По-моему, мера хорошая, правильная и нужная.

Так что никаких новых законов и постановлений относительно старых машин сегодня не появилось. Не случится этого и завтра. Минпромторг рассмотрит предложения экспертов, и если найдет в них рациональное зерно, то сформулирует его уже в собственных предложениях в адрес правительства, которому и предстоит принимать некое итоговое решение.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация