Авторские материалы Трампландия: зачем Штатам понадобился датский остров
Персоны
Трамп хочет купить Гренландию. Президент США несколько раз интересовался возможностью покупки острова у Дании. Об этом пишет газета Wall Street Journal. Трамп якобы поручил юристам изучить этот вопрос. Возможную сделку сравнивают с покупкой Аляски. В Дании сочли интерес американского президента шуткой, хотя это – не первая попытка Соединённых Штатов выкупить остров. Зачем Трампу Гренландия – разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.
«Президент Трамп заинтересовался новой недвижимостью – Гренландией», – заголовок в авторитетной Wall Street Journal намекает на желание бывшего девелопера перекроить мировую политическую систему. Именно намекает: вся публикация основана на слухах – якобы президент несколько раз интересовался у своих помощников, стоит ли США попытаться купить Гренландию. Некоторые советники вроде как поддержали идею, другие считают, что это – провальная инициатива.
Статья о покупке датского острова неслучайно вышла именно сейчас: в начале сентября Трамп летит с официальным визитом в Данию. И один из вопросов, который могут ему задать, – действительно ли господин президент считает, что независимость продаётся?
Датские политики расценили сообщение об интересе к Гренландии – автономии в составе королевства – как шутку. Бывший министр развития Дании Сорен Пинд ответил гневным «твитом»: «Я думаю, что мы сохраним наши 370 миллионов тонн земли», намекая на полезные ископаемые в недрах Гренландии.
Действительно, самый большой остров в мире может стать для США второй Аляской. Американцы уже подсчитали запасы нефти на шельфе Гренландии – там примерно 50 миллиардов баррелей. Это сравнимо с месторождениями такого крупного нефтепроизводителя, как Ливия. Под языками ледников много графита, руды, алмазов. Пока их добыча нерентабельна из-за сурового климата Гренландии – 3/4 острова покрыты вековым льдом. Но глобальное потепление постепенно плавит ледники, и через несколько десятилетий добывать ископаемые там будет не сложнее, чем на Аляске. Так считает главный стратег «Универ Капитала» Дмитрий Александров.
АЛЕКСАНДРОВ: Если мы заглянем лет на 50 вперёд, то я думаю, что и Гренландия, и Антарктида, которая сейчас имеет совершенно другой статус, будут так или иначе осваиваться. Она интересна и для нефтегазового комплекса – неважно, будет тогда нефть играть существенную роль. Она интересна и с точки зрения редкоземельных металлов. А для США в настоящий момент, учитывая противостояние с Китаем, это – довольно существенный вопрос.
Госдепартамент считает Гренландию архиважной для интересов национальной безопасности. На острове и сейчас располагается самая северная американская военная база. Американцы хотят сделать Гренландию плацдармом для реализации своих интересов в Арктике, отмечает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
ВАСИЛЬЕВ: Арктика сегодня – одна из новых зон геополитической борьбы в мире. И это уже напрямую касается России, потому что именно в Арктике мы напрямую соприкасаемся с Соединёнными Штатами.
Впервые американцы задумались о приобретении датского острова в середине XIX века, но вместо него купили Аляску у России. До этого был «Луизианский договор» – величайшая в истории человечества сделка с недвижимостью. За 15 миллионов долларов (миллиард по нынешнему курсу) территория тогдашних США увеличилась втрое. После Второй мировой войны американцы снова захотели приобрести Гренландию – президент Трумэн предложил королевству выкупить остров за 100 миллионов долларов, но ему отказали.
Впрочем, сегодня идея продать Гренландию для датчан не такая уж плохая. На отдаленные территории королевства уходят огромные дотации, и, уступи королева Маргрете II ледяной остров Трампу, экономических и политических проблем станет меньше.
Впрочем, на Гренландию заглядываются не только США. Активность Китая на острове зашла настолько далеко, что датская территория через некоторое время может оказаться де-факто китайской провинцией. Китайцы вкладываются в экономику острова, строят свои школы, чтобы научить 56 000 гренландцев вести бизнес по-китайски. Именно с экспансией Китая связывают вбросы об интересе Трампа к Гренландии, называя это «хорошей экономической игрой».