Авторские материалы Выделенка для частников: посадил пассажиров – и вперёд
Персоны
В Германии предложили пустить автомобили на выделенные полосы. Но лишь те из них, в которых, помимо водителя, не меньше двух пассажиров. Эта инициатива должна помочь разгрузить улицы небольших городов, где в час пик собираются пробки. Против неё выступают транспортные профсоюзы. Они опасаются, что городские автобусы потеряют свою фирменную черту – пунктуальность. В России можно ездить по выделенкам только в выходные дни, и пересматривать правила пока не планируют. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.
Немецкие чиновники предложили приравнять заполненные автомобили к автобусам: машинам, в которых больше трёх человек, откроют выделенные полосы. Так планируют поощрять граждан, которые едут вместе. Это полезно для городской экологии и самих бюргеров: можно скооперироваться с соседями и добраться до работы, минуя пробки. Считать ездоков будут специальные видеокамеры, которые сейчас контролируют выделенки.
Такая практика существует во многих странах, если в семье – больше двух автомобилей. Заполненные частные машины пускают на полосы для общественного транспорта в Израиле и Франции. В США, например, транзитная полоса обычно – левая, самая скоростная. В некоторых штатах можно ехать по выделенке, если в салоне сидит хотя бы один пассажир. Штраф за объезд пробки в одиночку – около 500 долларов. Находчивые американцы сажают к себе в салон манекены, чтобы обмануть камеры. Дорожная полиция вынуждена устраивать засады.
Современные камеры определяют только марку и номер автомобиля, говорит главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. Кто находится в салоне – "видеоглаз", как правило, не фиксирует.
КАДАКОВ: Такая абсурдная идея – посадить манекен – на самом деле работает, и здесь вопрос в администрировании. На мой взгляд, сделать это можно только в одном случае – при очень высоких штрафах, как в Германии, и при неотвратимости наказания: если вас останавливают на выделенке и оказывается, что у вас – 2 человека, а не 3, как положено, или что у вас в машине манекен, на вас должны наложить такой штраф, чтобы в следующий раз вам это было крайне невыгодно.
Уплотнённые машины на выделенках приходится пересчитывать вручную. В Израиле, например, за этим следят полицейские на мотоциклах. Во французском Лионе выделенные полосы закрыты шлагбаумом, и оператор видит, сколько человек в машине. В Германии, зная менталитет немцев, нарушителя сдадут те же водители, которых он только что объехал по выделенной полосе.
Впрочем, у идеи есть немало противников. Представители немецких транспортных компаний и так жалуются на таксистов и велосипедистов, которые лезут на выделенные полосы. Личные машины вовсе выбьют общественный транспорт из графика. Кроме того, непонятно, сумеют ли частники избежать путаницы с автобусными светофорами. На каждом перекрёстке выделенную полосу дополняет специальная секция с буквой «А». Пока основной поток стоит на красном, автобусы могут проезжать.
У нас ездить по выделенкам можно только в выходные – и то не на всех трассах. Законодатели предлагали пускать частников на спецполосы в любой день, но от идеи пока отказались. Выделенки и так не пустуют – по ним разрешено ездить такси, которых с каждым годом – всё больше. Кроме того, находчивые граждане даже могут попытаться извлечь материальную выгоду из права проезда по выделенке. Зачем возить манекены, когда можно брать деньги с попутчиков, говорит автоэксперт Максим Егоров.
ЕГОРОВ: Возникнет вопрос: а на каком основании эти пассажиры там находятся? Может быть, это незаконная деятельность такси. То есть человек не просто посадил к себе друзей и родственников, коллег по работе, а, может быть, тем самым он еще и подрабатывает. Как будут решать эту проблему?
Выделенные полосы нужны, чтобы сделать автобусы "пунктуальными" и доступными, говорят эксперты. Возможно, стоит подумать и о полосах для набитых пассажирами машин, но только не за счёт общественного транспорта.