Неизвестная планета Рецепт бессмертия
Наш гость Александр Жаворонков – биогеронтолог, занимающийся проблемами продления жизни человека, руководитель Фонда биогеронтологических исследований в Англии, Канаде, России... Притом Александр – кандидат физико-математических наук и знает, что человек может жить гораздо дольше, чем принято считать в современной научной и популярной литературе...
Александр Жаворонков: У меня – две научные лаборатории, одна – в России, в Клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии; там мы изучаем различные генетические аспекты рака, потому что это тоже возраст-зависимое заболевание. А также изучаем прогерию – ускоренное старение у детей и некоторые другие редкие наследственные заболевания. Также у меня есть лаборатория в США, – это, скорее, коммерческая лаборатория, она находится в Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), который занимается биоинформатикой старения.
Мы изучаем старение во всех его аспектах. Смотрим генетическую, молекулярную составляющую, старение на качественном уровне, системные процессы, а также производим различные ресурсы, которыми могут пользоваться все для более детального изучения старения. И параллельно я занимаюсь экономикой старения, изучаю различные экономические аспекты (в основном, в развитых странах) того, как биомедицинские прорывы влияют на экономику развитых стран...
Александр Жаворонков: Биомедицинский прогресс не так заметен, как, скажем, прогресс в информационных технологиях. Биомедицинский прогресс намного "медленнее": чтобы вывести что-то на рынок, сделать что-то доступным, необходимо пройти много фаз клинических испытаний, а до этого – доклинические испытания. Путь от лаборатории до клиники зачастую составляет двадцать – двадцать пять лет, и то, что выходит сейчас на рынок, было изобретено лет двадцать пять назад. Даже в области онкологии, если мы посмотрим на наиболее передовые препараты, путь от открытия до попадания препарата в клинику в среднем составляет семь – восемь лет и стоит огромное количество денег...
Компании тратят десятки миллиардов долларов, чтобы провести свои продукты через клинические испытания. Именно поэтому многие препараты, которые обладают превентивным эффектом, то есть позволяют не болеть или отдалять какие-то процессы, через клинические испытания пройти не могут, потому что никому это не выгодно...