Неизвестная планета Искусство управления миром
Программу "Неизвестная планета" ведёт Андрей Мартынов.
Наш собеседник – Бронислав Виногродский, известный российский китаевед, главный редактор журнала "Цигун", писатель и поэт. Поговорим о его книге с интригующим названием "Искусство управления миром". Так и видятся здесь имена Киссинджера или Бжезинского, геополитиков, бывших министров иностранных дел либо бывших премьер-министров...
Бронислав Виногродский: Эта книга построена на основе одной из самых любимых мной древних книжек Лао Цзы – Дао Дэ Цзине, которая, как известно, адресована человеку, который стремится к достижению совершенной мудрости.
Я много раз переводил, переписывал, интерпретировал и комментировал этот текст, и в конце концов пришел к некоему выводу, что человек в своей деятельности (а деятельность и является основным проводником управления миром) занимается какими-то делами, чтобы владеть ситуациями. А ситуации складываются из обстоятельств; в обычной жизни обычного человека обстоятельства собираются зачастую ухудшиться, и человек придумывает проекты, чтобы притянуть какие-то ресурсы, защититься от ухудшения обстоятельств.
И делает это человек, чтобы сохранить свои состояния. Существует три неких субличности, постоянно и одновременно действующих в пределах сознания каждого человека: человек, отвечающий за обстоятельства, человек, отвечающий за деятельность, и человек, отвечающий за состояние. То есть у нас есть состояние духа, есть действия, производящиеся с каким-то смыслом, и есть обстоятельства. И я переписал Дао Дэ Цзин, сохранив в трех видах, сохранив его структуру (то есть я ничего особенного не сочинил).
Бронислав Виногродский: У меня когда-то была очень популярная книжка "Китайские мудрости на Пути правителя". Потом я написал книгу "Китайские мудрости на Пути долголетия" и "Китайские мудрости на Пути чая". Дао Дэ Цзин я переписал с точки зрения художника творческих состояний, художника осмысленных действий и художника управляемых совпадений. То есть я говорю о том, что человек должен смирить свою гордыню: управлять он может только совпадениями.
То есть если человек сохраняет свои правильные состояния и через осмысленные действия и движения своего духа и тела в мире проводит это в мир, то в этом случае обстоятельства всегда складываются в максимально благоприятные узоры, которые сами приносят необходимые для деятельности человека ценности. Собственно, я переписал восемьдесят одну главу Дао Дэ Цзина, которую я невероятно люблю и считаю, что там описана совершенная структура образов действий. Но в оригинале эта книга предназначена для мудреца. Но не все хотят быть мудрецами; многие хотят просто в правильных состояниях совершать правильные действия...