Авторские материалы Много тела – это дело! Как не оказаться «в резерве» у кадровиков из-за лишнего веса
Персоны
Полным людям зачастую отказывают в приеме на работу. На многочисленных форумах можно найти сообщения о том, что соискателям отказали из-за слишком выдающихся объемов их тела. И ладно бы дело касалось только профессий, где важна физическая выносливость и ловкость – тех же охранников или официантов. Но говорят «нет» и кандидатам на офисные позиции. С чем связано это фактическое нарушение Трудового кодекса и как людям не обернуть собственные лишние килограммы в излишнюю придирчивость кадровиков на собеседовании, разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
«Мы вам перезвоним» – такую мягкую форму отказа чаще всего слышат люди в теле после завершения собеседования. И, как правило, звонков после не следует. Вот характерный крик души молодой девушки на одном из форумов:
«Ищу работу уже пятый месяц, всегда говорят, что перезвонят, и не звонят потом. Или же: «Мы вас занесли в резерв», тоже – без всяких результатов. И у меня одни мысли – все из-за моего лишнего веса, хотя я всегда смотрю за собой и не одеваюсь в чехлы для танков. Сегодня вышла после очередного собеседования, замешкалась в дамской комнате у зеркала и услышала, как менеджер, с которой я только что общалась почти полчаса, рассказывает кому-то в телефон: «Собеседовала сейчас одну, но – толстая она, а ты знаешь: директор у нас таких не любит. Скажу ему, что неряшлива и не подходит нам, он поймет». Весь вечер проплакала. Мне – 24 года, вес – 101 килограмм, и жизнь – на нуле».
Озвученных критериев в запросах к фирмам по поиску персонала – насчет выбора сугубо стройных красавиц и атлетов – конечно же, нет. За исключением разве что узкопрофильных позиций, рассказал нам глава рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров.
ЗАХАРОВ: Конечно, есть определенные профессии, которые требуют, скажем, определенной конфигурации, в том числе и тела. Я не видел воздушных акробатов в цирке, которые бы весили 200 килограммов. Все остальное – абсолютно непринципиальные истории: есть модели очень худые, есть модели – полные, есть олигархи и министры у нас – худые, а есть те, которые занимают 2 места в бизнес-классе. Я не слышал, чтобы в каких-то компаниях были ограничения: «если у нас бутик для худощавых девушек, хорошо – будем нанимать худощавых девушек», «если у нас – одежда большого размера, то и будем нанимать продавцов большого размера», «если у нас – ресторан для веганов, ну, наверное, мы будем нанимать, скорее всего, худышек», а «если у нас – стейк-хаус, то официанты в теле – то, что нужно».
Но у полных людей наверняка – своя правда, и они действительно часто натыкаются на отказы в приеме на работу. Психологи объясняют это тенденциями здорового образа жизни – их можно наблюдать сейчас повсеместно. И многие руководители компаний и фирм, набирая к себе персонал, тоже стараются придерживаться этого направления, вернее – модной сопутствующей риторики, явно или неявно показывая это кандидатам на собеседовании, говорит кандидат психологических наук Наталья Веремеенко.
ВЕРЕМЕЕНКО: Начальник видит перед собой человека полного, и у него возникает несколько вопросов: насколько он здоров и может ли выносить нагрузки, связанные с работой, с нерабочими какими-то мероприятиями, и насколько эта выносливость будет качественной. Очень часто полные люди отказываются от командировок – потому что это для них тяжело. Сегодня распространена еще тенденция активного тим-билдинга, когда люди принимают участие в каких-то яхтенных регатах, волейбольных турнирах, футбольных чемпионатах, и люди, у которых существуют проблемы со здоровьем, они отказываются участвовать во всем этом. Естественно, руководителей такое не устраивает.
Но это – лишь внешний фактор недоверия к, так скажем, «весомым людям». Есть и другие подозрения, основанные прямо-таки на глубинных смыслах, добавляет психолог-тренер Михаил Молоканов – вероятного противопоставления человека упомянутому культу молодости и крепкого здоровья.
МОЛОКАНОВ: Если вдруг человек – полный, то это, по крайней мере, говорит о том, что он не очень ориентируется на современную культуру, не очень ориентируется на окружение, то есть, грубо говоря, ему – все равно, вот живет он и живет: ну, толстый я и толстый, ну, и бог с ним. Но это означает, что им сложнее управлять.
И этот аспект на деле может быть куда более негативным для потенциального работодателя, нежели некие абстрактные больничные, которые, вероятно, человек будет брать чаще, развивает свою мысль Михаил Молоканов.
МОЛОКАНОВ: Второй момент, тоже с этим связанный – в общем-то, уже известно, что полнота говорит о некоем нездоровье, может быть, и, собственно говоря, что мешает человеку пойти в зал, есть меньше? Но если человек этого не делает – первый вариант: он не хочет этого делать, значит, он менее управляемый; а второй вариант – он хочет это делать, но у него – не получается, и это означает, что у него недостаточно силы воли, целеустремленности, чего угодно. И возникает подозрение, что тогда он и в работе будет таким же расслабленным.
Впрочем, исключительно за полноту никакой кадровик вслух не откажет в трудоустройстве. Ведь это – гарантированный судебный процесс и гарантированное же поражение в нем работодателя. Нежелание будет облечено тысячей других причин, что не должно быть поводом ставить на себе крест и понуро идти на очередное собеседование с уверенностью в очередном повороте от ворот, говорит Михаил Молоканов. Корпулентным людям нужно уметь превратить свои, кажущиеся кому-то, недостатки в явные достоинства.
МОЛОКАНОВ: Нужно быть очень естественным и эффективным в общении, в коммуникации. Честно говоря, очень часто люди полные, у которых – да, есть свои психологические, не побоюсь даже этого слова, проблемы, они очень хороши, чтобы, может быть, демонстрировать позитивность, хорошее отношение к людям. Поэтому если вы идете на позиции, где требуется общение с другими людьми – просто проявите это на интервью, покажите, что вы – человек с юмором, что для вас нет запретных тем, включая вашу полноту. Но вы нацелены на решение тех задач, которые вам будут ставиться.
И совершенно не лишним будет напомнить своим визави в ходе собеседования старинную поговорку о том, что в любом деле всегда рвется только там, где тонко.