Авторские материалы Закон о посещении близких в реанимации есть, но пока не работает
Персоны
Конфликт в одной из московских больниц. Врачи не пустили родственников к пациентке, находившейся в реанимации в тяжелом состоянии. В итоге женщина скончалась, а ее родные так и не смогли застать ее в живых. Сейчас по этому поводу проводится внутреннее служебное расследование. Городской департамент здравоохранения обещает во всем разобраться. Напомним, что право родственников посещать своих близких в реанимации в России закреплено законом. О том, как это происходит на практике – обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
В конце мая был принят специальный закон. Он обязывает все медицинские организации предоставлять возможность родственникам пациента посещать его в реанимации или в отделении интенсивной терапии. С другой стороны, Минздрав определяет общие требования к организации такого посещения.
В Москве и до появления этого закона, как правило, пускали родственников в реанимацию. Во многих больницах даже были специальные памятки для посетителей, где разъяснилось, когда можно было приходить к больным, а когда – нет.
В палатах интенсивной терапии проводятся специальные процедуры, во время которых с больными должны быть только медики, напоминает главрач 71-й столичной клинической больницы Александр Мясников.
МЯСНИКОВ: Мы, наконец, присоединились ко всему цивилизованному миру и допускаем родственников пациента в реанимацию. Сейчас даже такое право закреплено законодательно. Но вы должны понимать: в реанимации лежат люди, как правило, без сознания, это – кровь, процедуры, это – неотложные ситуации, когда посторонние просто мешают. Я работал в разных странах в реанимации. Мы всегда зовем родственников. Но всегда бывают ситуации, когда мы просим их выйти. На время процедур, на время уборки.
К родственникам, которые собираются посетить реанимацию, предъявляются определенные требования, продолжает Александр Мясников. Родные должны получить разрешение медиков на такой визит в то или иное время.
МЯСНИКОВ: Во-первых, они должны быть адекватны и трезвы. Во-вторых, они должны подчиняться требованиям персонала. Если врачи требуют выйти, значит, надо встать и выйти. Если требования персонала – подождать, значит, нужно подождать.
В реанимацию нужно заходить в специальной стерильной одежде, в бахилах, с выключенным мобильным телефоном. Обычно есть и ограничения на количество посетителей – не более двух человек одновременно. При этом у них не должно быть инфекционных заболеваний. Но медицинских справок при этом не нужно. Детально все требования планируется изложить в специальном приказе Минздрава. Сейчас он готовится. А пока формально действуют старые правила посещения палат интенсивной терапии – той поры, когда медики пускали родственников по своему усмотрению. При том, что какие-то больницы могли и вовсе никого не пускать. И в этих правилах содержится запрет на посещение реанимационных отделений детьми младше 14 лет. В будущем планируется снизить это планку до 12 лет. Добавлю, что в нынешнем законодательстве говорится именно о посещении пациентов в реанимации. То есть речь не идет о круглосуточном нахождении родственников в палате.