Авторские материалы Непреодолимый барьер: какие автопроизводители не переживут повышения утильсбора
Персоны
В России в новом году могут подорожать автомобили, сообщают СМИ. Правительство увеличило ставки утилизационного сбора. В некоторых случаях они повышаются вдвое. Как это отразится на конечной стоимости новых машин? И коснется ли это продукции всех автопроизводителей? В этих вопросах разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Базовая ставка утилизационного сбора составляет для легковых машин 20 000 рублей. Правительство утверждает коэффициенты к этой цифре в зависимости от мощности двигателя. С января они в очередной раз поменяются в сторону увеличения. Для электоромобилей ставка не изменится. Для маленьких машин (с объемом двигателя до 1 литра) ставка увеличится на 46%. Для автомобилей с двигателем до 3 литров рост будет двукратным. Для мощных машин (с двигателем свыше 3 с половиной литров) увеличение составит 145%.
Однако это касается далеко не всех автопроизводителей. Те иностранные компании, которые делают машины у нас, имеют преимущество. Они получают субсидии, которые фактически компенсируют затраты на утилизационный сбор. Для этого такие компания подписывают специальные инвестиционные контракты. Среди них, к примеру, Hyundai-Kia, Volkswagen, Toyota, Peugeot-Citroen, "GM-АвтоВАЗ", Volvo. К тому же надо учитывать снижение таможенных ставок, говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
ЦЕЛИКОВ: Те автомобили, которые производятся на территории России, получают компенсацию. А вот за импортируемые автомобили будут оплачивать сбор в полном объеме. На них это отразится в большей мере. Но при этом снижается таможенная ставка на ввоз автомобилей. Одно накладывается на другое. Так что существенного роста ожидать не стоит. Тем более что сейчас на рынке слабый спрос. Поднимать цены на автомобили производители будут очень осторожно. Я думаю, что в целом по году 3 – 4% – это максимум.
Но для некоторых машин, которые выпускаются только за рубежом, увеличение размера утилизационного сбора может оказаться непреодолимым барьером на пути к российскому потребителю, полагает автомобильный обозреватель «Вестей ФМ» Игорь Моржаретто. Особенно если у автомобиля – мощный двигатель.
МОРЖАРЕТТО: Им утилизационный сбор придется заплатить полностью. А это к обычной цене – плюс 100 000 – 150 000 рублей. Это в среднем, а если двигатель – большого объема, то гораздо больше. Некоторые компании такого повышения просто не переживут. Или переживут с большим трудом. Особенно если они не локализовались в России. Серьезные последствия это может иметь для японских компаний Suzuki и Subaru, которые поставляют только импортные модели. Их ждет резкое повышение цен.
Что касается вторичного рынка, то на нем повышение ставок утилизационного сбора никак не скажется, уверен автоэксперт Михаил Лезжов. Даже если цены на новые автомобили действительно вырастут.
ЛЕЗЖОВ: Подобные изменения никак не коснутся рынка автомобилей с пробегом. Там нет прямой зависимости. И на новые автомобили изменение цен за счет изменения сбора составит 2 – 3%. Такого рода повышение на вторичном рынке никак не отражается.
Утилизационный сбор должны платить и граждане, которые ввозят автомобили из-за границы для личного пользования. Ставка и здесь увеличивается. Но она – гораздо меньше, чем для компаний. И не зависит от мощности двигателя. Здесь повышение будет совсем незначительным.