Авторские материалы МФО не проведёшь: как теряют единственное жильё
Персоны
Кредит взял – жилье потерял. Новый вид займа может оставить без квартиры семью в столице. Мужчина взял деньги под залог недвижимости, полагая, что из единственного жилья выгнать не могут. Однако юристы обошли этот запрет, подложив ему договор финансового лизинга – на него госзащита не распространяется. После того как микрокредиторам запретили выдавать деньги под залог недвижимости, эта схема стала для них обходным вариантом, чтобы получить чужое жилье. Что это за схема? Есть ли шансы сохранить квартиру? И можно ли обезопасить себя от подобной ситуации? Разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
Автомеханик Дмитрий Балашов взял 3 100 000 рублей под залог квартиры – рассчитывал, что единственное жилье в любом случае не отнимут. От жены это скрыл. У семьи накопились долги, долго болела мать мужчины, потом средства потребовались на похороны, пояснил москвич каналу MASH.
БАЛАШОВ: Мне деньги нужны были сначала на жилье, на проживание. А потом уже, когда случилась ситуация с родственниками, пришлось влезать в долги. Чтобы их отдать, пришлось обратиться к брокерам. Семья не знала, я это сделал тайком от супруги. А потом уже, когда начались проблемы, пришлось обращаться к другим родственникам, которые мне активно сейчас помогают. Будьте внимательнее, люди, меньше доверяйте другим.
Внимательность не помешала бы и самому Дмитрию. Вместо кредитного договора он получил договор лизинга. То есть квартиру мужчины якобы выкупили и отдали ему же во временное пользование. А когда тот пропустил 2 платежа – весьма внушительных размеров, на сумму почти в 300 000 рублей – компания обратилась в Тушинский суд. Оплатить потребовали полную стоимость недвижимости – это 6 500 000 рублей. Плюс 1 000 000 штрафа за упущенную выгоду. Причем, как выяснилось, в случае с лизингом защита единственного жилья не работает. Эти операции законом регулируются по-разному, уточняет директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.
ВОЛКОВ: У нас в Гражданском кодексе кредитные и лизинговые операции – это две совершенно разные гражданско-правовые сделки. Они по-разному регулируются, и у них разные правоотношения. В моей практике с лизингом недвижимости а) не встречался, б) весьма непонятен его правовой статус, скорее всего, достаточно надуманный.
В легальности схемы некоторые эксперты сомневаются. Между тем подобные предложения без труда можно найти в Сети. На некоторых сайтах указывают: «Мы не банк и не кредитный брокер». Правда, оборачивают это в плюс – говорят, что не требуют справок и анкет, одобряют 8 из 10 заявок, дают деньги пенсионерам и студентам, оформляют всё за несколько часов. Это и вызывает вопросы, отмечает председатель совета Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» Игорь Костиков.
КОСТИКОВ: У меня вопрос возникает к лизинговой компании. Они же прекрасно понимали, кому они дают этот лизинговый кредит. Потому что они видели размер его дохода и понимали, что он не сможет платить. Тем более что сейчас у нас даже есть требования по кредитам физических лиц к банкам. Его юрист сможет опираться на это в суде, говорить о том, что лизинговая компания заведомо знала, что он не будет платить.
То есть новую схему микрокредитные организации могли придумать после запрета выдавать деньги под залог недвижимости – чтобы продолжать получать чужое жилье.
Многие комментаторы в Сети, впрочем, не склонны перекладывать всю вину только на компанию; подозревают, что мужчина наверняка понимал, что не сможет платить такие суммы с доходов автомеханика, но полагал, что жилье сохранит. То есть пытался схитрить, а в итоге внакладе остался сам.
Юристы советуют москвичу рассмотреть возможность мирового соглашения. Пока же семья Дмитрия в любой момент может оказаться на улице.