Авторские материалы Счастлив тот зритель, кто стал современником Алисы Фрейндлих

8 декабря 2019, 15:37

Персоны

Алисе Фрейндлих исполняется 85 лет. Уже более 30 лет она служит в Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова. Среди ярких театральных ролей актрисы – леди Макбет в «Макбете», Шарлотта в «Вишнёвом саде», Москалёва в «Дядюшкином сне». Ее кинокарьера впечатляет не меньше – «Служебный роман», «Соломенная шляпка», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Жестокий романс», «Сталкер», «Подмосковные вечера» и еще множество ролей в других фильмах и сериалах. Фрейндлих и сегодня продолжает активно работать и сотрудничать с режиссерами уже нового поколения. С юбилеем народную артистку СССР поздравляет культурный обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.

Алиса Фрейндлих (и в этом не только ее, но и наше счастье) всегда и до сего дня – востребованная актриса. В ее жизни было уже два великих режиссера. Сперва – Игорь Владимиров, и тогда Алиса Бруновна на долгие годы стала примой Ленинградского театра имени Ленсовета. Потом, когда она рассталась с Владимировым-мужем, она покинула Театр имени Ленсовета и перешла в другой, главный тогда ленинградский театр – в БДТ к великому Георгию Александровичу Товстоногову. Когда Товстоногова не стало, она играла у Темура Чхеидзе, в том числе в Шиллере и в Шекспире, в Шекспире замечательно сыграла леди Макбет.

Но вот, после двух десятилетий в БДТ пришел новый лидер Андрей Могучий, и он снова делает ставку на Фрейндлих, хотя за эти уже не годы, а десятилетия сменилось несколько поколений, пришли и каждый год зажигаются новые звезды, но эти звезды – новые, хорошие, но не такие яркие как Фрейндлих, для которой Андрей Могучий и на которую ставит «Алису» по Кэроллу, и ему нужна как раз такая Алиса, какой сегодня является Алиса Бруновна Фрейндлих. А потом появляется «Война и мир», где Фрейндлих выходит в роли экскурсовода по музею толстовских героев и толстовского сюжета, и тут она – повзрослевшая Наташа Ростова. Такая, которая необходима и этому спектаклю, и новому БДТ.

Счастлив зритель, ставший современником Фрейндлих. Прославившаяся в кино благодаря фильму Рязанова «Служебный роман», но ни этот фильм, ни другие ее роли в кино, ни даже вот совсем недавняя гротескная работа в фильме Котта «Карп отмороженный», – ничто и никогда не исчерпает всего, что может она сыграть, и всего обаяния, которое она так решительно и безудержно раздаривает, расплескивая во все стороны, играя и в «Карпе…», и в «Войне и мире». И кто после этого скажет, что на детях природа отдыхает, если иметь в виду, что Алиса Бруновна самая что ни на есть потомственная актриса, совсем не основатель династии – и родители актеры, и муж второй, и первый, впрочем, тоже…

Ей повезло и с первыми преподавателями, и с родителями, несмотря на непростое, вернее – тяжелое, тяжелейшее и блокадное детство, – это была Призван-Соколова, одна из великих актрис товстоноговского БДТ, а потом в ЛГИТМИКе – ленинградском театральном институте с Борисом Зоном. Великие театральные педагоги – те, которые воспитывают великих актеров, Зон – воспитатель великих. До нее – Трофимов, Карагодский, Эмма Попова, Игорь Владимиров, после – Тенякова, Шарко, Эммануил Виторган и многие-многие другие, не менее замечательные и прекрасные.

Мальчиковость как и озорство – качества, помогавшие ей когда-то играть Малыша в «Малыше и Карлсоне», а более-менее недавно – посетительницу умирающего ребенка в трагическом моноспектакле «Оскар и Розовая дама». Травести – она так и могла остаться на этих ролях, но – Рязанов не твердил ее на главную роль в «Гусарской балладе», и она и вправду стала все чаще проявлять в ролях женственность, женское очарование и обаяние – что в «Д’Артаньяне», где сыграла королеву с подвесками и без, что в «Служебном романе», а опять же (совсем-совсем недавно) как посвящение любимому городу и любимому поэту – мать Иосифа Бродского в «Полутора комнатах» Хржановского.

Великая актриса, прекрасная и великая потому, что не изменяла себе и когда-то данному и такому мудрому и профессионально безошибочному совету учителя: играть, читать, петь и танцевать. Танцевала она, правда, совсем немного, что в театре, что в кино, а без ее неповторимой манеры петь сегодня многие песни, согласимся, уже и не представить.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация