Авторские материалы «Боролись за статистику»: в чём обвиняют врачей 27-го роддома
Персоны
Естественность в ущерб здоровью: бывшей заведующей 27 московским роддомом грозит до 7 лет тюрьмы – уголовное дело завели по статьям «Халатность» и «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». В Сети рожавшие там женщины теперь обвиняют врачей в навязывании естественных родов при серьезных показаниях к кесареву сечению. В результате осложнения были и у детей, и у матерей. Делалось это, как уверяют, в погоне за статистикой. Между тем под петицией с требованием освободить из-под ареста бывшую заведующую учреждением за сутки подписи оставили несколько тысяч человек. Подозрения называют надуманными. Важен ли медикам способ родов? Кто принимает окончательное решение, какими они будут? И почему до недавнего времени пациентки молчали? Разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
«Не ходите туда рожать!»: среди отзывов о роддоме – немало положительных, но и таких – не единицы. Жалуются на равнодушие персонала, невкусную еду, жару в палатах. Но есть и более серьёзные заявления. Уверяют: женщин заставляли рожать естественно, даже если имеются серьезные противопоказания. Вот один из отзывов:
«Об обвитии пуповиной было известно заранее. Но 16 часов меня мучали, тащили бедного ребенка, переворачивали – что только ни делали, 2 эпидуралки. Все бесполезно. Боли адские, умоляла сделать кесарево, но нет. В итоге экстренно прооперировали. Достают ребенка, и реакция врача: «Ничего себе! Тройное обвитие». То есть, если бы я все-таки родила сама, ребенок не выжил бы. Я в шоке».
Другая жалоба опубликована год назад бабушкой, потерявшей из-за медошибки внука. Она уверена: всё это – ради статистики. К подобному мнению склоняются и другие комментаторы.
У специалистов такая точка зрения вызывает скепсис. Смерти и инвалидность новорождённых всегда оказываются под пристальным вниманием лечебных комиссий. Это большая проблема, чем смещение соотношения естественных родов и кесарева сечения, считает педиатр-неонатолог Елена Кешишян. Для оперативного вмешательства есть абсолютные и относительные показания, они строго регламентированы в международном регистре.
КЕШИНЯН: В нашей стране, как и в большинстве стран мира, нет позиции «роды кесаревым сечением, потому что я так хочу». Это совсем не такая простая процедура; как у любой операции, возможны осложнения. Естественные роды – это, конечно, лучше для ребенка, лучше для матери в итоге. Поэтому сейчас все в мире борются за то, чтобы кесарево сечение делалось по этим позициям – абсолютные и относительные показания.
По статистике, из 10 родов 8 проходят естественно. Меньше месяца назад учреждение получило международный статус больницы, доброжелательной к ребенку, – значит там делается все для комфортного совместного пребывания матерей и детей с первых минут.
Между тем пациентки на форумах жаловались, что врачи роддома практикуют выдавливание – этот приём, когда врач нажимает женщине на живот; он официально запрещен в нашей стране с 1992 года, так как опасен травмами. Как объясняют, такая помощь требовалась, потому что из-за ошибок медперсонала регулярно возникали передозировки эпидуральной анестезии – вещество снижает активность ребенка, а значит самому ему появиться на свет труднее.
В отзыве от 13 августа этого года женщина перечисляет: пятеро остались инвалидами. Один младенец погиб. В уголовном деле, которое возбудили по статьям «Халатность» и «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», пока – 4 потерпевших. Жертв действительно может быть больше – отстаивать свои права решаются немногие, уточняет юрист по медицинскому праву Андрей Карпенко.
КАРПЕНКО: Люди зачастую считают, что это бессмысленно, что никаких проверок не будет, что ничего не найдут, а если проверка и будет, то ограничатся отпиской самой обыкновенной. Правоохранительные органы проводят доследственную проверку, если есть основания для возбуждения дела – оно возбуждается. В процессе расследования назначается всегда судебно-медицинская экспертиза. И если находится причинно-следственная связь между нарушениями и трагическим исходом – дело с большой долей вероятности дойдет до суда и будет обвинительный приговор. Если причинно-следственная связь не находится, то дело в суд не передают, оно просто развалится.
Между тем в Сети появилось сразу 2 петиции с просьбой освободить бывшую заведующую учреждением Марину Сармосян – сейчас она в СИЗО. Под обращениями подписи в общей сложности оставили почти 9 000 человек.
Новым руководителем роддома стала Елена Семейкина, бывшая заведующая роддомом при больнице имени Боткина. Информацию уже обновили на сайте организации. Вслед за Сармосян своих постов лишились завотделениями – им уже тоже нашли замену.
Оставшиеся без работы медики называют ситуацию произволом. Якобы им угрожали увольнением по статье, если не подпишут заявления по собственному желанию. По словам одного из врачей, они намерены жаловаться в прокуратуру.