Ещё не вечер Приговор – это всегда компромисс
Персоны
Гость программы «Ещё не вечер» – уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Ведущий – Владимир Аверин.
В чём принципиальная разница между правоохранителем и правозащитником?
АВЕРИН: Постоянно говорят о запросе российского общества на справедливость, прежде всего, закона. Вы же как юрист понимаете, что это – не всегда возможно. Вот где та грань, которая определяет этот баланс между запросом на справедливость и собственно законодательством?
МОСКАЛЬКОВА: Вы задали очень важный вопрос, которым были озадачены многие века назад, многие поколения, которые всегда говорили о соотношении справедливости и закона. Об этом написано немало книг и русских философов, и правоведов, потому что самое главное – чтобы закон отвечал представлениям общества о добре, о правде, о справедливости. Для этого и существует система правозащиты и правоохраны, с тем чтобы стандарт справедливости соблюдался. Но эта категория для России – она особенно чувствительная, потому что нравственное начало, а справедливость – это нравственная категория, моральная категория – честь, достоинство, уважение личности, справедливость… Что такое справедливость? Это соразмерность между деянием и воздаянием. Когда человек должен понести наказание, соразмерное тому преступлению, которое он совершил. И когда несоразмерно наказывается человек за небольшое преступление, если пользоваться юридической категорией – преступление небольшой и средней тяжести, а получает большой срок…
АВЕРИН: Равно как, наоборот, когда есть преступления, которые требуют наказания, а он получает условный срок или вообще его отпускают.
МОСКАЛЬКОВА: Совершенно верно. Да, у меня немало обращений от потерпевших, которые считают несправедливым слишком мягкое наказание, которое назначено виновному. Приговор – это всегда компромисс между разными интересами, так же, как и гражданско-правовой спор – он, как правило, одну из сторон оставляет неудовлетворенной.
АВЕРИН: Я боюсь, что и обе стороны абсолютно не могут никогда удовлетворены любым приговором. Потому что все равно одной кажется, что несильно наказали, другой кажется, что сильно наказали, одной, что недостаточно компенсировали… Идеальных ситуаций, я думаю, не выходит, поэтому и спрашиваю о грани.
МОСКАЛЬКОВА: Поэтому очень сложно законодателю вывести формулу, которая бы устраивала всех, это всегда – компромисс разных интересов. Уголовно-процессуальный закон мне ближе. Это – компромисс между обвинением и защитой.
Полностью слушайте в аудиоверсии.